Rambler's Top100

Галопом по Европам. Отчет о большом путешествии маленького экипажа. Часть 1.

Максим Булычев


Способ путешествия
автомобиль, собственные велосипеды
Экипаж
4 человека
Период поездки
10.08.2007 – 26.08.2007
Посещенные страны
Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Голландия, Бельгия, Франция, Чехия
Пробег составил
6300 км

 

День первый. 10 августа

В ночь отъезда спать легли за 3 часа до намеченного старта: до последнего скачивал свежие карты для навигатора.

Проснулись в 5 утра. Помылись, загрузили вещи, повесили два велосипеда и выехали забирать вторую половину экипажа. На погрузку оставшихся вещей/людей/велосипедов затратили еще около полутора часов. На покупку еды и питья в магазине потратили дополнительно еще час. В общем, в направлении заветной границы мы выехали, когда часовая стрелка была в районе 11 часов утра, хотя по маршрутному листу отъезд был запланирован на 8 утра. К сожалению, эти 3 часа задержки всю дорогу преследовали нас – мы почти всегда выезжали с места ночевки часа на 2-3 позже, и к следующему ночлегу добирались с таким же опозданием. Такое, с виду, незначительное отклонение от намеченных планов впоследствии доставило немало дополнительных хлопот, так как большинство кемпингов работает до 21-22 часов, а дальше по расписанию у них сон. Если повезет, и ворота/калитка кемпинга окажутся открытыми после 22 часов, то проблем нет, а вот если все наглухо закрыто, да еще и по периметру натянута колючая проволока (как в Берлинских кемпингах), то проблем с цивилизованным ночлегом не избежать.

На границу прибыли к 13 часам, практически без происшествий. Правда, в районе Выборга нам под колеса вывалились кирпичи из открывшегося борта грузовика, хорошо скорость у нас была небольшая. Отстояли часа два в традиционной пограничной очереди (очередь скапливалась только перед русскими шлагбаумами, а перед финскими волшебно рассасывалась). Победоносно отразили нападение агрессивно настроенной, престарелой жительницы Финляндии (русскоговорящей), которая по неизвестным причинам возжелала выразить свое мнение о нас в достаточно матерной форме и при этом занять наше место в очереди. Дождавшись аудиенции нашими пограничниками, мы честно рассказали о целях выезда, задекларировали велосипеды и ноутбук (временный вывоз, чтобы потом вопросов не было при возвращении), продемонстрировали содержимое нашего багажника (открывали из салона, т.к. велосипеды очень сложно было снимать), и получили благословение на выезд. Правда, наши доблестные сторожа границ не забыли попросить велосипед себе в подарок, но им пришлось довольствоваться обещанием получить его на обратном пути.

По пути к финскому КПП посетили ДьютиФри – он оказался самым дешевым (большинство ассортимента), чем любые другие беспошлинные магазины, встреченные нами в Европе. Купили пива, ликеров в дорогу и поехали сдаваться финнам.

Диалог с финским пограничником был примерно такой:

  1. Куутаа етите?
  2. В Хельсинки!
  3. А паттоом?
  4. Турку!
  5. А паттоом? (с улыбкой)
  6. Хельсинки!
  7. А паттоом? (с улыбкой)
  8. Турку!
  9. А паттоом? (с улыбкой)

Тут пришлось признаться, иначе бы не отстал:

  1. На паром!

На этом экзекуция закончилась, мы получили заветные штампики и поспешили в Хельсинки за билетами на паром (отправление было из Турку в 20:45).

За час до парома мы прибыли в Турку. Оформили наши билеты, и спустя непродолжительное время погрузились на паром. Пока стояли, наблюдали загрузку – в пузо нашего парома заезжали поезда! В очереди успели познакомиться с русским мужиком из Лен. области, который уже второй сезон едет на заработки на север Швеции – ягоды собирать. Утверждает, что в день можно заработать до 5-6 тыс. рублей на человека.

К моменту отплытия у нас появилась легкая усталость, так что, спустя непродолжительное время, женская часть экипажа пошла на боковую, а мы решили с чувством с толком попить пивка и сходить в бесплатную сауну. Пока гуляли, заглянули в бортовой Дьютик и Бар. Цены показались неоправданно высокими. В итоге в Дьютике купили по 0.5 напитка, типа наших алкогольных морсов (по 2.5 евро за баночку), а от разливного пива по 5 евро решено было отказаться (благо с собой была Lapin Kulta).

Затем с удовольствием погуляли по ночной палубе, сходили в сауну и, окончательно уставшие, отправились набираться сил в горизонтальном положении. Тем более, нам предстояло встать в 6:30 утра, так как в наши билеты входил завтрак «шведский стол», который по плану мы не должны были пропускать.

Итоги дня:

  1. Наша граница, как и все «наше» - никуда не торопится и ни для кого не старается. Да еще и попрошайничеством занимается.
  2. Финские дороги приятные, но не широкие, за исключением E*.
  3. За Финским пограничным шлагбаумом начинается необыкновенная чистота. А перед шлагбаумом - горы хабариков (русские в очереди стоят).
  4. Хельсинки и Турку маленькие, опрятные городки. Движение в городах строго не более 50 км/ч, на трассах ограничения от 90 до 110, но можно превышать процентов на 10.
  5. Недалеко от русской границы мебель на финских придорожных стоянках пристегнута. Видимо, по наши русские души.
  6. Расход бензина составил 7.9 л/100км при средней скорости 100км/ч.

 

День второй. 11 августа

Проснулись в 6 утра, и, оперативно собравшись, пошли кушать «шведский стол». Ассортимент еды очень понравился, и мы достаточно плотно покушали. Увлекшись едой, чуть не пропустили прибытие, и в последний момент были вынуждены бегать с сумками и наспех закидывать все котомки в машину.

Шведский берег встретил нас туманом. Разгрузка парома прошла очень быстро и четко, и вот мы уже на новом для нас берегу. На часах 7:45 утра.

Изучив карту местности и путеводитель, отправились в центр города на поиски места для бесплатной парковки авто. В результате продолжительных поисков и общения с местным населением (кстати, очень дружелюбным) решено было поставить машину на первой попавшейся улице.  

И вот, наконец, нам представилась первая возможность насладиться путешествием верхом на велосипедах. Это был наш первый опыт катания по европейским городам, и некоторое время мы испытывали небольшой шок, от столь высокого уровня организации пешеходно/вело/автомобильного движения.  Для велосипедов везде выделены велодорожки, свои дорожные знаки, светофоры. Движение организовано максимально четко и безопасно.

Единственным минусом столь высокого распространения велосипедного транспорта является то, что велосипеды (и их части), к сожалению, очень часто крадут. И, как результат, местные жители относятся к своей двухколесной собственности как к расходному материалу, и на общем фоне наши велосипеды сильно контрастировали, что вынуждало еще больше заботиться об их сохранности. Вдоволь накатались и нагулялись по Стокгольму, пообщались с удивленными русскими туристами.

Но пора возвращаться к машине, собирать вещи и выдвигаться в путь – в этот день нам предстояло преодолеть 650 км до Мальме, и при этом успеть до 22 часов, чтобы застать работающий кемпинг.

Из Стокгольма выехали в 15:45. По дороге несколько раз попадали в сильный ливень, когда невозможно было ехать быстрее 40 км/ч. В пути успели оценить шведское чувство юмора и желание выделиться – вдоль дороги периодически попадались то огромные забавные фигурки, выполненные из дерева и установленные на вершинах придорожных скал, то очень красиво подсвеченные откосы скал. Успели мы оценить и повальную склонность шведов к обладанию необычными и раритетными автомобилями. Понравились нам и шикарные придорожные стоянки, на которых можно, и заправить/помыть машину, и помыться самому в душе, и вкусно покушать в небольшом ресторанчике, расположенном прямо над автострадой. Дорога закрутилась под колесами еще быстрее, когда в путеводители мы вычитали про разрешенное количество пива для водителя. Как результат, 650 км по автостраде преодолели легко, не успев сильно устать.

У запланированного кемпинга мы оказались к одиннадцати вечера, и нас встретили закрытые окна ресепшена. Не теряя надежды найти работающий кемпинг, мы объехали еще пару таких близлежащих заведений – результат везде одинаковый. Пока стояли возле входа в последний по списку кемпинг, пытаясь отправить СМС местному администратору, спасли шведского ежика, который решил перейти дорогу прямо перед колесами проезжающих машин. Ежик оказался приветлив и дружелюбен. После непродолжительных односторонних знаков внимания, он был перенесен на интересующую его сторону дороги.

Не дозвонившись до администратора, мы решили поставить нашу палатку на газоне у входа в кемпинг, а утром оплатить и воспользоваться коммунальными удобствами. Спать легли с опасением, что с утра будем разбужены полицией за ночевку на чьем-то частном газоне.

Итоги дня:

  1. Велосипед – идеальное средство для локального путешествия.
  2. Шведы очень приятные и вежливые в общении люди.
  3. Шведские дороги очень высокого качества, преодолеваются легко.
  4. В кемпинг нужно приезжать не позднее 22 часов.
  5. Расход бензина составил 8.1 л/100км при средней скорости 110км/ч.
  6. Средняя стоимость бензина – 1.35 евро.

 

День третий. 12 августа

Утро началось для нас в 8 часов. К этому времени администрация кемпинга уже работала, и с поникшими лицами мы пошли платить штрафы за проживание на их газоне. Но, к нашему счастью, мы умудрились посреди ночи выбрать газон, принадлежавший этому кемпингу, и поставить палатку в месте, предназначенном именно для стоянок с палатками. После непродолжительного общения с администратором мы выяснили, что наш способ остановки (с 23 до 10) называется quick-stop и стоит на  40 процентов дешевле. В итоге мы заплатили 100 шведских крон за ночной постой и за утреннее пользование коммунальными удобствами. Поели, собрались и отправились в путь через многокилометровый мост Мальме-Копенгаген.

По пути к мосту заехали в местный продуктовый магазинчик сети Lidl (популярны по все Европе, по идеологии похожи на наши Пятерочки и Находки). Закупили продуктов, попутно обнаружив, что в магазинах отсутствует пиво крепче 3,5 градусов. Самый популярный формат  это банка 0,33 крепостью 2,5-2,8. Цены на продукты питания порадовали – они были либо такие же, как у нас, либо дешевле. В этом же магазинчике встретили аппарат по приему железной и пластмассовой тары.

При подъезде к мосту установлен КПП. Оплатили в кассу 34 евро и поехали в сторону Дании. К сожалению, в этот день погода была пасмурная, и живописных пейзажей нам не удалось понаблюдать с моста, но все равно это сооружение впечатлило своими масштабами.

Данию пролетели незаметно, с одной лишь короткой остановкой посреди автотрассы. И вот мы уже на подъезде к городу Редби, который является одним из «окон» из Скандинавии в Европу. В самом городе я не видел ни одного жилого дома, зато он отлично оборудован для обслуживания паромных линий. Отстояв традиционную очередь, погрузились на небольшой паром компании Scandlines. В пути нам предстояло провести 45 минут, и мы отправились гулять по судну.

Традиционно зашли в TaxFree Shop (аналог DutyFree), неприятно удивились ценам, но ящик датского пива все равно купили в дорогу. Погуляли по палубе, полюбовались морскими красотами. И вот нас встречает берег Германии, а это значит, что впереди у нас «большая» Европа и самое-самое интересное!

Сразу при выезде с парома стоит огромный плавучий магазин BorderShop. В этом магазине все отделы определяются этажами:  этаж пива, этаж вина, этаж крепкого алкоголя и т.д. Всего шесть огромных этажей. Цены на слабый алкоголь оказались очень привлекательными, и мы докупили еще пива в наши запасы.

После BorderShop выдвинулись в сторону Ольденбурга с заездом в Гамбург. Во время остановки на одной из придорожных стоянок были обнаружены две дыры в немецком дорожном полотне. К счастью, больше такого безобразия нам нигде, кроме Чехии, не встречалось. Оценили мы и качество придорожных зон отдыха и бесплатных туалетов.

До Гамбурга доехали быстро. Машину поставили в центре города и решили гулять пешком.  В Гамбурге провели часа два, за это время успели осмотреть центр города, достопримечательности, и просто городские кварталы. На одной из площадей нам встретилась очень импозантная личность – надеюсь таких здесь не много. На часах девятый час вечера, и мы уже выезжаем в конечную на сегодня точку – Ольденбург.

В Ольденбурге нас уже ждала в гости знакомая, уехавшая n-лет назад из Санкт-Петербурга. Доехали, традиционно, быстро и с красивыми видами. Встретили нас тепло, накормили, напоили. Затем самые уставшие легли спать, а остальные отправились гулять по ночному городу. Городок произвел самое приятное впечатление, несмотря на свои размеры. Но силы наши не бесконечны, и вскоре все оказались в теплых и уютных кроватках.

Итоги дня:

  1. BorderShop отличный магазин. Мимо проезжать не стоит.
  2. Дороги Германии хорошие, но похуже чем в Швеции.
  3. Придорожные стоянки в большинстве случаев оборудованы зоной отдыха и удобствами.
  4. Немцы очень любят ремонтировать дороги. Постоянно на автобанах встречаются участки с ограничением движения и скорости по полосам (а то и с выездом на встречную сторону дороги).
  5. Расход бензина составил 8.1 л/100км при средней скорости 110км/ч.
  6. Средняя стоимость бензина – 1.35 евро.

 

Дни четвертый и пятый. 13-14 августа

Первый раз мы хорошо выспались! Встали бодрые, оперативно собрались и выехали в сторону Бремена. На выезде из Ольденбурга был немного озадачен оригинальным светофором, в итоге поехал как все.

Постоянные ремонты дорог начинают уже раздражать. Навигационная программа о них не знает, и приходится делать немалые круги, чтобы заехать/съехать с автобана. На въезде в Бремен постояли в приличной пробке, опять же из-за ремонтов дорог.

Маша, наш проводник по Бремену, ехала до места на поезде, и нам предстояло воссоединиться на Hauptbahnhof – так называется главный вокзал в каждом немецком городе. По городу гуляли пешком, так как наш проводник приехал без велосипеда (в электричках запрещен провоз велосипедов). Прогулялись мы по всей центральной части. Насладились красотой старинных мельниц, церквей, домов и кварталов, поднялись на башню одной из церквей. Познакомились с современными жителями и рекламными идеями. В городе всюду обыграна тема бременских музыкантов. Им посвящены всевозможные памятники, они фигурируют в декоре домов и украшении двориков. Встретились нам, разумеется, и современные музыканты из Бремена, играющие довольно приятную музыку. Но пришло время уезжать. Потерев на удачу нужное место и попрощавшись с Машей, мы выехали в сторону Амстердама.

Сразу после пересечения границы с Голландией в глаза бросились две вещи: худшее качество дорог и вместо километровых столбов вдоль всех дорог стоят «стометровые» таблички. Это все напомнило о легализации легких видов наркотиков в стране. Доехав до АЗС, мы испытали настоящий шок – все посетители были не юны, но  при этом большинство из них было похоже на хипующих безработных. У них были хриплые, прокуренные голоса, потертая одежда, сильно подержанные машины и почти стеклянные глаза. На этой АЗС мы впервые за всю поездку увидели сотрудника (кассира) закрытого бронестеклом! И мы всерьез задумались о криминальной обстановке в этой стране.

Вот, наконец, показался заветный указатель! Мы достигли первого «большого яблока» нашей поездки! Пока искали проезд к нашему кемпингу, общались с местным населением – в трезвом уме так и не удалось никого найти, но дорогу нам все-таки объяснили. К пункту назначения добрались к одиннадцати вечера. Кемпинг работал, но въезд для машин был уже закрыт, и нам пришлось собирать нужные вещи возле шлагбаума за пределами территории.

Пока возились возле машины, мы испытывали продолжительный шок – мимо нас ходили  толпы отдыхающих, от которых не то, что пахло канабисом, они просто излучали ароматы этого растения.  Собрав вещи, мы пошли по кемпингу искать выделенное для нас место.

То, что мы испытывали невозможно описать. Всюду (ВСЮДУ) ходили, стояли, сидели, лежали люди и употребляли канабис, либо уже получали удовольствия после вкушения.

Разбили лагерь и отправились на прогулку по ночному Амстердаму. Первые вопросы, адресованные нами местным жителям, были о местонахождении работающих кофешопов (в Европе вообще после 24 часов сложно найти работающее увеселительное заведение).
Получив нужные рекомендации, мы покрутили педали в сторону центра. Первой преградой на нашем пути оказалась река Амстел, разделяющая город на две части. Мосты и тоннели через нее расположены по окраинам города, и ехать туда очень неудобно, а центр прямо перед нами на противоположном берегу. Но, мы ведь в Европе! И после очередного общения с местными жителями мы выяснили, что через Амстел круглосуточно ходят маленькие бесплатные паромы для перевозки пешеходов и велосипедистов.

Переправившись на противоположную сторону, мы продолжили поиски открытых кофешопов. Все они сосредоточены в квартале красных фонарей, так что мы сразу вынуждены были погрузиться в атмосферу ночного города, в котором доступно и разрешено множество «запретных плодов». По кварталу, а это довольно большая островная часть центра года, мы ходили с открытыми ртами. Вокруг нас проходили люди со всего света, в окнах домов в свете красных огней сидели/стояли/танцевали красивые и не очень девушки на любой вкус, которые всячески старались заманить прохожих к себе в гости для «гуд тайм» по цене 50 евро. Фотографировать работающих девушек запрещено под страхом лишения фото/видео техники. Кофешопы уже были закрыты, зато вокруг было большое количество работающих пивных баров и чернокожих/латино братьев, активно предлагающих: «мариуна, мушрумс, кока!».

Утром перед нами открылась та же картина – вокруг было море палаток, вокруг  которых находились люди во всевозможных состояниях и занимались употреблением легальных наркотиков. По номерам припаркованных в кемпинге машин мы поняли, что Амстердам это Мекка для всей Европы – от Португалии до Болгарии и Турции. Завтракали в кемпинге, в зоне no drugs. Покушав, отправились на целый день гулять по городу.

Днем город предстал перед нами в другом свете. Нас встретили уютные улочки, всячески приспособленные для велосипедного движения, доброжелательные жители и толпы велосипедистов. Для поездки в центр мы вновь воспользовались услужливым паромом. К сожалению, описать все впечатления от этого города, полученные всего за два дня пребывания, просто невозможно – там нужно побывать, чтобы понять все.

Вкратце, расскажу, что мы исколесили всю центральную часть, посетили несколько кофешопов, отдохнули после них, осмотрели кучу достопримечательностей, включая памятник древнейшей профессии и чьей-то груди, покатались по вечернему Амстердаму на теплоходе, попали под сильный ливень, сходили в Porno-theatre, пофотографировались с веселыми машинками, посетили Институт Конопли, и накупили гору сувениров.

Город оставил очень неоднозначное, но сильное и интересное впечатление. Несмотря на то, что в нем собраны люди со всего мира, все разные, многие постоянно что-то употребляют, мы ощущали спокойствие, находясь во всем этом. Местные жители и гости города излучают позитивный настрой, нигде нет никакого негатива и злобы. В общем, чрезвычайно интересный и необычный город. Я обязательно вернусь туда еще!

Продолжение читайте в ноябрьском номере журнала....

Хостинг от uCoz