Три источника, три составные части культуры
Светлана Бестужева
Успокоившись в свое время на том, что мы находимся впереди всей планеты «в области балета», и тем, что у нас «самая читающая», (а точнее, как теперь оказалось, самая пишущая) нация в мире, мы как-то упустили из виду, что такое типично «надстроечное» явление, как культура, имеет свои собственные законы развития. Более того, она, как и все в природе, не терпит пустоты, и образующийся по тем или иным причинам вакуум немедленно заполняется. Чем? Именно на этот вопрос мне и хотелось бы попытаться ответить.
Прежде всего, давайте договоримся о терминах. Сразу оставим в стороне культуру как воспитание хороших манер и азов знаний. Во-первых, потому, что этим мы пока еще тоже не блещем, а во-вторых, потому, что такое понимание культуры уже было и его обессмертил Владимир Высоцкий:
«Здесь стоит культурный парк по-над речкою.
Здесь гуляю и плюю только в урны я...
Но ты, конечно, не поймешь, там, за печкою,
Потому как ты есть темнота некультурная».
Конечно, в современном нашем обществе, если быть галантным и благовоспитанным в очереди - останешься в прямом смысле слова голодным и раздетым, так что тут уже не до сложных правил этикета. Да, не может считаться культурным человек, который плюет, куда придется, и сморкается без носового платка, даже если он владеет пятью иностранными языками и все свободное время посвящает классической музыке и чтению «Махабхараты» в подлиннике. Но не может считаться культурным и человек, обладающий манерами английского лорда, знающий, что «Камю» - это марка коньяка, а не сигарет, но не слышавший подобного имени среди писателей.
И все-таки предположим, что на данный момент все граждане нашей страны поголовно прошли курс хороших манер и, более того, их усвоили. Рассмотрим культуру как духовное богатство, духовный потенциал нашего общества. И в этом случае мы обнаружим, что современная наша культура состоит из трех частей, питаемых тремя основными (причем совершенно независимыми друг от друга) источниками. Это светская национальная культура, религиозная культура и космополитическая культура.
О точности названий можно, разумеется, спорить, но дело не в этом. Источники остаются неизменными: историческая национальная культура, церковная культура и заимствования извне.
С исторической, светской национальной культурой дело обстоит следующим образом. На фоне обострения межнациональных конфликтов обнаружилось, что чем больше (числом) и авторитетнее (политически) народ, тем слабее его собственная национальная культура, тем меньше тяга к корням, тем легче он поддается любому влиянию, поскольку абсолютно уверен в своей культурной монолитности и неуязвимости.
Простой пример - современная эстрадная песня. Мне как-то почти не приходилось слышать модных шлягеров на каком бы то ни было языке союзных, автономных и прочих республик, кроме русского. Наверное, они есть, но никто не выдает их за достижение национальной культуры. И правильно делает. На русском же языке - сколько угодно. Обогащает это русскую национальную культуру? Не уверена.
Правда, положение у русского языка сейчас вообще незавидное. Чистого русского языка как такового почти не встретишь: по радио, по телевидению, со страниц газет прет такой безликий, искалеченный и к тому же малограмотный «новояз», что волосы дыбом становятся.
Тон задают, кстати, государственные и политические деятели самых высоких уровней. Еще десять лет тому назад слово «лОжить» было безошибочным речевым отличием человека малокультурного и малограмотного. «Диалектные отличия» тут были ни при чем, любой диалект грамотен. Теперь «лОжат» все.
Неправильные ударения всегда были признаком того, что данный язык является неродным для говорящего. Но когда на протяжении многих лет работы Думы в ней оказался один только депутат - О. Басилашвили - говоривший на правильном и чистом русском языке, комментарии, по-моему, излишни.
Очень велик риск того, что после таких заявлений в мой адрес немедленно последуют обвинения в русофильстве и в великодержавном шовинизме. Нет. Я как раз считала и считаю, что основной ошибкой русских в подавляющем большинстве всегда и везде было с нежелание изучать другие языки. Но почему молдаване, скажем, обязаны знать русский язык, а русские, десятилетиями живущие в союзных республиках, их языков, как правило, не знают? Никому ведь не придет в голову ехать жить в Америку, не умея двух слов связать по-английски, или поселиться во Франции, зная только «амур-тужур» и не стремясь как-то расширить свои знания. А в пределах нерушимого союза свободных республик – это всегда считалось хорошим тоном.
Рискну вызвать недовольство своих соплеменников в ближнем зарубежье, но то, что там сейчас я ними вытворяют, это не в последнюю очередь эффект бумеранга. И стоит ли так горько жаловаться на «беспредел властей», если за десятилетия жизни среди носителей другого языка так и не удосужились этот язык выучить хотя бы на бытовом уровне? Да, русский язык - это государственный язык, но не язык общения между соседями на одной улице, особенно там, где на девять узбекских, например, домов приходится один русский. Кстати, пренебрежительное отношение к языку того народа, среди которого живешь (по своей ли воле или, как сейчас объясняют, «по воле партии и правительства»),- еще один показатель низкой культуры. За пренебрежение к национальной культуре и языку других народов мы сейчас платим упадком нашей собственной национальной культуры и нашего собственного языка.
Статьями и выступлениями о необходимости возрождения национальных культур и языков сейчас, по-моему, можно заполнить все эфирное время и добрую половину периодических изданий. Русская культура куда-то провалилась (мне лично кажется, что просто эмигрировала). И вопроса о возрождении национального самосознания русских даже не поднимается. А его как раз и надо возрождать: осознание себя не в качестве «старшего брата» и «первого среди равных», а в качестве равноправного национального языка плюс в качестве связующего языка между народами других бывших республик. В крупных американских городах есть испанские, немецкие, китайские, еврейские, японские, итальянские, русские кварталы, но на официальном уровне все говорят по-английски. И ничего, никто не умер, ничье национальное достоинство не ущемилось. Обусловлено это культурой человеческих отношений, которой нам так не хватает. Пойди история другим путем, государственным языком в Америке мог бы стать французский, а у нас - украинский. Я лично не вижу в этом трагедии Беда нашей светской национальной культуры состоит еще и в том, что ее не преподают в школе. Во всяком, случае, на русском языке. В одной из спецшкол Москвы ни один из 45 учащихся двух выпускных классов не смог назвать мне пять опер Чайковского. 36 человек ни разу не были на художественной выставке. Сорок два человека видели балет только в отрывках по телевидению. Сорок четыре человека не прочли ни строчки из произведений Достоевского и Салтыкова-Щедрина, Никто не смог назвать автора новеллы «Кармен». Зато практически вce без запинки могли назвать десяток рок-ансамблей и поименно перечислить их участников. Но об этом чуть позже.
В этой связи особое умиление вызывают выступления некоторых наших культурологов. Например, на съезде социологов РФ, который проходил в Москве в 2008 году, абсолютно серьезно утверждалось, например, что 40 процентов опрошенной молодежи предпочитают органную музыку.
Одно из двух: или опрашивали учащихся консерватории, или опрашиваемые имели в виду электронные органы, то есть непременную часть тех же эстрадных ансамблей. И в том, и а другом случае говорить о достоверности таких исследований смешно.
Тем более что в соседней секции социологи, рассказывая о прелестях нашей современной жизни, приводили цифры, из которых явствовало, что женщины, имеющие двух и более несовершеннолетних детей, затрачивают в день на чтение газет 0,6 минуты, на чтение художественной литературы - 0,3 минуты, а на прочие «культурные мероприятия» у них уходит 1,1 минуты в день.
Две минуты культуры ежедневно - вдумайтесь, ведь это жизнь большинства наших соотечественниц. Какое национальное самосознание, какая культурная самобытность! За это время дай бог вспомнить, что вообще еще жива...
Единственное положительное явление – книжный бум. Можно купить любую книгу, не прилагая для этого титанических усилий и не используя так называемый «блат». Плати денежку – и приобщайся у высокой духовности. Только читают-то все больше так называемую «бульварную литературу». Если вообще – читают.
Второй составной частью является религиозная культура. Опять рискую получить обвинение в шовинизме и все-таки скажу: в самом невыгодном положении оказалось опять-таки русское православие. Католицизм процветает за рубежом, и нашим католикам есть у кого поучиться, есть кому напомнить им обычаи, церемонии, традиции и прочее. Мусульмане пострадали, пожалуй, материально меньше других верующих, поскольку ислам не так привязан к внешней атрибутике: был бы коврик да ориентация на Восток. Православие же, особенно в средней полосе России, оказалось буквально вырванным с корнем. Ни для кого не секрет, что делалось с церквами не только в деревнях, но и в городах, на глазах у тысяч, если не у миллионов людей. Более того, люди боялись зайти в церковь, надеть крест, повесить дома икону. И все бы это полбеды, но забывалось и то, о чем забывать никак нельзя было: смысл обрядов, символов, заповеди.
Кажется, времена меняются. Вот уже и Рождество объявили праздничным днем, хотя, честно говоря, никто, по-моему, толком не понял, что же в этот день празднуется, а заодно обиделись мусульмане. Гораздо более запоминающимся был «католический молебен» на Красной площади, который при ближайшем рассмотрении оказался вовсе и не католическим. Молебен служили пятидесятники - секта, запрещенная во многих странах мира, но поскольку они были американцами, то у нас и разбираться особенно не стали: главное, что получилось очень красиво.
Вместо того чтобы начать с азов, не торопясь, обдумывая каждый шаг, у нас пошли по самому легкому пути - внешней обрядности. Еще почти нет воскресных школ для детей, то есть растет еще одно поколение, не знающее о религии ничего, но зато вошло в моду освящение заводских цехов, магазинов, спортивных состязаний - да чего угодно, вместо традиционного разрезания красной ленточки и митинга.
Когда религия является неотъемлемой частью общественной жизни - тогда все это естественно и необходимо. Но в обществе, которое не видит разницы между католиками и лютеранами, между православием и сектантством, которое мечется от ислама к буддизму и обратно, нахватываясь по пути сенсационных и экзотических верхушек из любых других религий и не усваивая ничего главного и необходимого, - все это выглядит просто игрушкой для больших детей.
По одной программе телевидения - хоккей, а по другой - воскресная служба в церкви, это означает, что и тому, и другому придается одинаковое культурное значение, Мы так привыкли к тому, что в церковных зданиях находятся - в лучшем случае - музеи, что и ходим туда, как в музеи. И не приходит в голову, что вместо показа церковной службы по телевидению лучше было бы рассказать oб основных церковных символах, службах, праздниках, растолковать смысл молитв, «познакомить» со святыми, одним словом, устроить цикл элементарного «ликбеза».
Можно отреставрировать все сохранившиеся церкви, все их сделать действующими, освятить в стране все подряд и начинать радиопередачи не с Гимна, а с молитвы,- все это мало отразится на духовности общества, если не разъяснить, что все это значит. Можно все светские праздники заменить религиозными, но для большинства они так и останутся нерабочими днями. А из-за последствий сугубо атеистического воспитания (и об этом уже не раз говорилось) страдаем в первую очередь мы сами, потому что нам непонятно очень многое в произведениях сугубо светских художников, писателей, поэтов прошлого. Что такое «Тайная вечеря» известно почти всем, а что такое «Жертва вечерняя»? Подобные вопросы можно задавать до бесконечности, и никому от этого веселее не станет.
С моей точки зрения, нынешнее увлечение религией - это наполовину мода, наполовину страх перед будущим: не перед апокалипсисом ядерной войны или глобальных катастроф, как это было раньше, а просто - перед будущим, поскольку в дне сегодняшнем внезапно исчезает самое необходимое, рушатся каноны, казавшиеся незыблемыми, становится явным многое из того, что должно было бы, по мнению наших руководителей, оставаться тайной, и т. д., и т. п.
Все это обрушивается на сознание, лишившееся за долгие десятилетия иммунитета к независимой, неотфильтрованной информации, а заодно и собственного мнения, - и ведет к самым плачевным результатам, Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы в доме повесить икону или распятие, скорее наоборот, но ведь нужно еще знать, где и как это делать. Мне приходилось в некоторых домах видеть изречения из Корана, повешенные вверх ногами, причем хозяева знали, что это - святое и может помочь, но арабского языка не знали. С иконами может получиться то же самое.
Прежде всего, нужно возрождать религию как одну из частей культуры. Верить или не верить, ходить в церковь или не ходить - это частное дело каждого, но знать историю «своей» религии (а в идеале и не только «своей») должны все. Ибо только в этом случае «свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех» (цитата закаменела в памяти, но, ей-богу, не могу вспомнить, чьи это слова).
Наконец, третья составная часть культуры, третий - а у нас и самый мощный ныне ее источник. Я имею в виду культуру «космополитическую», а точнее - «американизированную» культуру, которая нашла в нашей стране просто парниковые условия для развития. По определению западных социологов, «кич - это представление о культуре», причем они считают, что у американцев наиболее распространено «представление о представлении о культуре», то есть кич в квадрате. У нас же, к сожалению, получило слишком широкое распространение «представление о представлении американцев о представлении о культуре», и на этой основе пытается развиваться наша собственная культура.
Или даже не пытается, а просто делает вид.
Прислушайтесь к тому, что нам ежедневно преподносят радио, телевидение, газеты. «Презентация», «рейтинг», «менеджмент», «шоу-бизнес», «хит-парад» - перечень бесконечен и у всех на слуху. Обогащению русского языка это не способствует, скорее приводит к дикой, хотя и чрезвычайно живучей смеси «английского с нижегородским».
Кроме того, многие молодежные газеты - прежде всего «Московский комсомолец» - пишут на том языке, на котором изъясняются их гипотетические читатели; «тащатся», «торчат», «тусуются» и вообще «круто» ведут «клевую лайфу». К английским и непереваренным заимствованиям добавляется откровенно блатной жаргон, этакая «феня» - и вот на этой-то смеси неизвестно чего неизвестно с чем нам и предлагают объясняться.
Вряд ли такой язык может быть показателем высокого культурного уровня - скорее наоборот. И я не представляю себе по-настоящему культурного человека, который стал бы так изъясняться вне чрезвычайно узкого круга своих домашних, да и то в шутку.
При этом домашние должны быть не старше 40 лет, иначе оратор рискует остаться совершенно непонятым или вынужден будет давать подстрочный перевод.
Распространение западных фильмов породило еще один «культурный феномен» С легкой руки (точнее, языка) синхронных переводчиков этих видеофильмов в обиход вошли многочисленные полуцензурные словечки замутненного происхождения. То ли это искаженный английский, то ли неудачно выбранное выражение на русском языке - сказать трудно, но жаргон это чрезвычайно прилипчив. После двух-трех фильмов ловишь себя на тех же интонациях, а интонации, как известно, усваиваются быстрее всего. В основном это опять-таки касается молодежи, которая, как я заметила, начала говорить с ярко выраженным «акцентом фильмов». А поскольку это далеко не шедевры кинематографии, да и текст там прост до примитивности - чему же удивляться?
Кстати, о шедеврах и не только о них. Неизвестно, по какому принципу закупались и закупаются фильмы для показа по нашему телевидению и в наших кинотеатрах, но у соответствующих организаций безошибочный нюх на незаурядные произведения: они почти никогда не доходят до широкого зрителя. Можно тратить деньги - я уже не говорю о валюте - на полторы сотни серий «Рабыни Изауры», можно покупать столько же, если не больше, серий «Спрута», но для того, чтобы увидеть «Унесенных ветром», понадобилось 50 лет.
Двадцать лет назад наши критики с разной степенью омерзения писали о «Механическом апельсине» режиссера С. Кубрика, а этот фильм нужно показывать, с моей точки зрения, шесть раз в год по первой программе телевидения, поскольку более сильной проповеди неизбежности наказуемости зла и насилия мне видеть еще не приходилось. Мы только читаем (те, кто вообще об этом читает) о премиях, получаемых теми или иными режиссерами и артистами за тот или иной фильм, но почти никогда не видим самого фильма.
В результате старшие знают о зарубежных, фильмах понаслышке, молодежь по видеофильмам, прямо скажем, «второй свежести», если не третьей. И под лицемерные вопли защитников нравственности о том, что американские фильмы - это пропаганда жестокости и насилия, нам показывают по всем ныне существующим программам дикую смесь из как бы новостей, «расчлененки», «обнаженки», «мыльных опер» и кровавой мистики. Все – российского изготовления и все прилежно списано с соответствующих западных образчиков. Вообще культура нашего телевидения - это отдельная сказка. Начинается она с того, что телезрителей единым махом делят на две категории: тех, кто имеет деньги, и тех, кто таковыми не располагает. Для первых реклама предлагает все, что угодно, хотя они, по-моему, прекрасно обходятся и без нее. Для вторых остается только одно: наливаться тихим бешенством и терять уважение к собственному труду, заработанным собственным трудом деньгам, а как логическое продолжение - и самим деньгам. Реклама у нас не просто глупа (по закону жанра) она еще и бестактна, а как следствие - бескультурна. Зато видимость соблюдена: «у нас» все, ну абсолютно почти все, как «у них».
До абсурда эта идея («как у них!») доведена в расплодившихся на тех же экранах всевозможных конкурсах красоты, «полях чудес», «мак-лото» и прочем. Цель этих конкурсов «там» - реклама той или иной компании, спрос на товары или деятельность которой необходимо повысить. У нас цель - ничто, движение - все.
Есть австралийский фильм «Возвращение в Эдем», где героиню, наполовину обглоданную крокодилом, приводят а косметической лечебнице в порядок до такой степени, что она становится самой красивой манекенщицей страны да еще в свои сорок лет выглядит максимум на двадцать пять. Допустим, что наша современная жизнь уродует женщин сильнее, чем австралийские крокодилы, но с косметикой «от Диора» и туалетами «от Зайцева» можно прекрасно выглядеть даже в инвалидном кресле. Но без денег… увы, автоматически попадаешь в «третий сорт».
Эти конкурсы бестактны не столько по отношению к их участницам (насильно туда никого не волокут), сколько по отношению к зрительницам. Потом все страшно удивляются, что у нас стремительно растет проституция. И будет расти - прямо пропорционально развитию парада красоток. А обратно пропорционально будет падать уровень культуры: пройтись в купальнике по сцене может даже глухонемая олигофренка с длинными ногами.
Но отдельности все это не так страшно. Собранное же в единый комплекс предлагаемого нам сейчас образа жизни действует убийственно. И за примерами далеко ходить не нужно. Возьмем одного из наших «национальных героев» - Виктора Цоя. Да, его песни были интересными, иногда даже талантливыми, но их вряд ли можно принимать как эталон культуры, поэтической и музыкальной. Но после трагической гибели для значительной части молодежи он стал чуть ли не богом. Не с чем сравнивать? Почему же - есть Окуджава, Высоцкий, Градский, Вертинский, Долин. Но над их песнями нужно думать, под них нельзя просто «балдеть», а именно это качество стало основным мерилом песенной талантливости.
Я не против того, чтобы по радио передавали зарубежную музыку, наоборот - за, только за хорошую. Но в последние годы таинственным образом исчезли из радиопередач почти все иностранные языки, кроме английского. Французская эстрада с ее мелодичностью и прекрасными исполнителями, итальянская, польская, латиноамериканская.
Годовщину смерти Дж. Леннона у нас отмечали так, как будто он родился в Калуге, окончил музыкальную школу в Ленинграде, консерваторию по классу вокала а Москве и трагически погиб на чужбине во время триумфальных гастролей. Отсутствие чувства меры тоже, кстати, признак не самой высокой культуры.
Я не забыла об Интернете. Просто он – вездесущ и лишний раз подчеркивает убожество нашего общего культурного уровня. Даже в электронных журналах и на всевозможных сайтах встречаются грамматические, орфографические и смысловые ошибки. Что уж говорить о всевозможных «блогах» и «форумах»! Там все просто и доходчиво – вплоть до открытого мата. Как в жизни…
При наличии трех разобщенных, во всяком случае, достаточно слабо связанных составных частей культуры мы делаем вид, что у нас существует настоящая, единая культура, к тому же культура высокая, единственная беда которой - нехватка денежных средств. «Вот если дать клубам и библиотекам больше денег, тогда и проблем не будет!».
Будут. И чем больше будет денег, тем больше будет проблем, только жаловаться уже будет не на что. Просто не нужно путать «массовую культуру» с культурой масс. Первая - это желаемое, второе-действительное.
У нас культура масс, увы, низкая, а массовая культура - поверхностная. И пока мы не разовьем в себе хороший вкус и умеренную собственную гордость, пока не научимся заимствовать действительно культурные достижения, а не их очистки, и при этом беречь и развивать собственную культуру, мы так и останемся на уровне заклинаний о необходимости повышения культурного уровня и создания для этого всевозможных фондов.
Рерих разбивал слово «культура» на две части: «Культ»- почитание, «Ур» - свет. Получалось «почитание света». По-моему, над этим следует задуматься. А главное, перестать путать солнечный свет с лампами дневного света, какой бы сверхроскошный и ультрасовременный дизайн у них ни был.
Лампочки обладают свойством перегорать.