Rambler's Top100

Мадрид и Толедо

текст: Маргарита Овчиева
стихи: Игорь Желнов


Наша поездка в Мадрид состоялась в начале февраля. Подготовку начали задолго до этого. Авиабилеты  Москва-Мадрид-Москва были куплены по интернету в октябре, когда у компании Иберия началась распродажа. Билеты предлагались с ноября по март, стоимость – половина от обычного тарифа.  Отели в Мадриде и Толедо бронировали также по Интернету, на сайте букинг, без предоплаты в конце декабря. Медицинскую страховку на период поездки купили у Ингосстраха в начале января. Все эти документы собрали в кучку, приложили справки с мест работы и учебы, заполнили анкету (заполняется на английском или испанском) и сдали в Испанский визовый центр сразу после новогодних каникул. Через неделю паспорта с визами были готовы.

Самолет вылетал из аэропорта Домодедово  утром. Учитывая разницу во времени, в мадридском аэропорту Барахас приземлились часов в 11. Очень долго, как никогда, пришлось проходить паспортный контроль. Народу много, особенно латиноамериканцев, с особым пристрастием таможенники относятся к колумбийцам. Барахас – крупный транзитный узел, четыре терминала, перемещаться между терминалами надо на специальных поездах. По моему мнению, Барахас – это абсолютный монстр, пространства огромны, комфортно я себя не ощущала, несмотря на всякие лифты, травилаторы и т.д. Это был единственный случай, когда не мы ждали багаж, а багаж ждал нас, пока мы до него дошли в этих огромных пространствах. Причем его уже сняли с транспортера и затаскивали в какую-то специальную комнатку, если бы мы пришли чуть позже, долго бы эту комнатку искали, в глаза она не бросается, в отличие от кучи невостребованных чемоданов.

От аэропорта до города можно добраться на метро, главное - найти нужный выход, и попадаешь сразу в подземку. Нам нужно было добраться до вокзала Аточа, а оттуда до Толедо на комфортабельном туристическом поезде.

После терактов, произошедших здесь в прошлые годы, здание вокзала было превращено в огромную оранжерею с  пальмами и прочей растительностью. А в целом, это огромный транспортнй подземный комплекс. Так как время до поезда было, мы вышли в город. Самым удивительным было вполне весеннее солнышко, сухие дорожки, зеленая травка, нам бы такую зиму. Сразу понятно, что город большой, транспортный поток не обманет.

Вокзал Толедо приятно радует глаз, не знаю, в какие далёкие века он построен, но здесь постарались сохранить атмосферу прошлого. Плиточный пол, деревянный резной потолок, окошечки касс с оградками для очереди заботливо отреставрированы. Но билеты продают в соседнем зале серьезные мужчины (чего у нас не увидишь). Все по последнему слову техники, оплачивать можно банковской картой.

Стоянка такси прямо у вокзала, ждать не приходится, добраться до исторического центра близко и разумно, по цене – в пределах 10 евро.

Сейчас Толедо – провинциальный городок с размеренным темпом жизни (что мне очень понравилось),  а когда-то он был столицей. Город очень интересно расположен, с трех сторон  окружен рекой Тахо, с четвертой его защищает стена. Заблудиться в сложном лабиринте улочек немудрено, обязательно запасайтесь картой. Гулять здесь можно и днем и ночью, очень спокойно. Я бы рекомендовала всем обязательно остановиться в Толедо с ночевкой, отелей много на любой вкус и кошелёк, и обязательно побродите по городу ночью, когда нет толп туристов и прошедшие века кажутся ощутимей. Про все достопримечательности можно прочитать в путеводителе. Я бы отметила кафедральный собор, обязательно посетите, а не только осмотрите с площади; монастырь Сан-Хуан де лос Рейес – обратите внимание на водосливы во внутреннем дворике в виде различных животных, птиц и тварей. Внутренние дворики с апельсиновыми деревьями, покрытыми яркими плодами, зимой производят особое впечатление. Синагога Эль Трансито поражает потолком в стиле мудехар. Крепость Алькасар сейчас закрыта  - то ли реставрация, то ли ремонт. Был так же закрыт музей Эль Греко. В церкви св.Фомы можно посмотреть его знаменитую картину «Погребение графа Оргаса», никогда не покидавшую этой обители. Интересно, но Эль Греко в Прадо производит большее впечатление. Картины известных мастеров: Тициана, Ван Дейка, Гойи, Эль Греко - можно увидеть и в собрании кафедрального собора.

Толедо надо просто любоваться, бродя по брусчатым улочкам, рассматривая балкончики, дворцы, сувенирные лавочки и ресторанчики. Красивые виды открываются со смотровых площадок на реку Тахо и окрестности. Берег крутой, где скалистый, где-то покрыт зарослями кактусов. Во дворе синагоги Санта Мария ла Бланка растет дерево мимозы, которую у нас на 8 марта продают. На солнышке резные листики отбрасывают интересные тени. Недалеко от монастыря Сан-Хуан де лос Рейес нашли небольшой бар со смешным для нас названием Ла Антоха, там предлагают очень вкусные сыры и маслинки в оливковом масле, свежий салат с орешками.

Мы остановились в отеле Касона де ла Рейна 3*, второй этаж, окна выходили на реку. Остались довольны, запомнилась общая приятная атмосфера и нестандартность. Планировка отеля повторяет планировку богатого дома 17 века. Отель относится к группе Серкотель, теперь для меня это – марка. Зимние цены радуют особо.

Очень хотелось увидеть Толедо с террасы, находящейся на противоположной стороне Тахо, думали по дороге на вокзал заехать и пофотографировать. Но утром был такой туман, что, открыв ставни на окнах, мы были изумлены: реки видно не было, даже деревья через дорогу стояли в плотной дымке. 

10 минут на такси, полчаса на поезде и мы снова в Мадриде на вокзале Аточа. Узнали расписание на Эскориал, уточнили в справке расположение нашего отеля в Мадриде. Три станции метро – и мы на площади Соль. Очень много транспорта и народа, тихим это место я не видела даже ночью. За этой суетой  трудно разглядеть архитектурный ансамбль площади. Символ Мадрида – медведь у земляничного дерева - находится на площади Соль, вполне средних размеров медведь, надо его еще разглядеть в толпе. Здесь же отметка нулевого километра, откуда рассчитываются все расстояния в Испании. Наш отель Виктория 4* находился рядом с площадью на улице Виктории.

Мадрид – столица и самый крупный город Испании. Он расположен в самом центре страны, и стал её столицей в далёком в 1561 году.

Главная площадь - Пласа Майор - производит незабываемое впечатление. В средневековье она носила имя Аррабаль (окраина), так как находилась за городской стеной. Архитектором площади был Хуан Гомес де Мора. При Габсбургах значение и важность площади выросли из-за проводимых там зрелищ, включая ужасные аутодафе, когда на костре сжигались еретики. Бои быков, рыцарские турниры и праздники тоже проводились на этой площади. Площадь и выглядит очень театрально: сцена под открытым небом, по кругу зрительный зал – многочисленные (237) балконы окружающих домов. Размер площади в длину – 129 м, в ширину – 94 м.

Самое заметное здание площади – Касса де-ла-Панадерия, выделяется расписанными стенами. На площади много кафе, посетители которых перемещаются вслед за солнцем. На теневой стороне все столики свободны, на солнечной – сложно найти место. Публика разная, интернациональная, интересно посмотреть. Если я еще буду в Мадриде, площадь Майор – то место, куда приду обязательно. Сюда притягивает, когда проходишь мимо, и мы не раз побывали здесь  за время своего визита.

Массивный белый Королевский Дворец ведёт свою историю с 1734 года, когда Филипп V заказал королевскую резиденцию, вмещающую 3000 комнат. В последний раз дворец использовался как резиденция королевской семьи в 1931 году. Нынешний король Испании, Хуан Карлос, проживает в менее претенциозном дворце Сарсуэла, в окрестностях Мадрида. Мы  оказались во дворце в среду, когда вход для граждан стран, не входящих в Евросоюз бесплатен, приятная неожиданность.

Большая часть комнат Королевского Дворца открыта для общего доступа, другие используются для государственных дел. Посетители могут прогуляться по приёмной и государственным апартаментам, по внушительному арсеналу оружия и королевской аптеке. В Королевском арсенале выставлены многочисленные доспехи, принадлежавшие Карлу V и Филиппу П, в том числе детские. Интересно вспоминать увиденное, когда рассматриваешь королевские портреты в Прадо.

Рядом с Королевским дворцом находится Кафедральный собор Девы Марии. Строили его целый век, здание огромно. Закладка первого камня - 1883 год, собор достроен в 1992 году и освящен Папой Иоанном Павлом П в 1993. По стилю - неоклассика, эклектика.

Множество храмов можно увидеть в старой части города, мне очень понравилась готическая церковь де -Сан-Херонимо-эль-Реаль - устремленное ввысь, будто парящее сооружение. Находится за музеем Прадо.

Путеводители рекомендуют посетить два мадридских монастыря. Посещение возможно только с организованной группой, ждать недолго, хотя желающих много.

Монастырь де лас Дескальсас Реалес, или: монастырь «королевских босоногих монахинь», был основан в 1559 году Хуаной Австрийской, чья дочь предпочла монашескую жизнь браку с Фелипе II. С тех пор на протяжении 200 лет здание населяли монахини королевских кровей..

За внешне строгим фасадом здания скрываются хранимые здесь картины Зурбарана, Тициана и Брюгеля Старшего, а также роскошные гобелены, созданные по мотивам произведений Питера Пауля Рубенса, поражают своей естественностью деревянные скульптуры. В монастырь можно пройти только с экскурсией. Очень интересна лестница, ведущая в галерею, потолок и стены украшены фресками 17 века.

Монастырь де лас Дескальсас Реалес – действующий, в нём и сейчас проживает несколько монахинь; у них собственное хозяйство в прилегающем к монастырю саду.

Монастырь де-ла-Энкарнасьон так же является действующим. Часть строений открыты для посещения. Основан в 1611 году Маргаритой Австрийской, супругой короля Филиппа Ш по образцу монастыря де лас Дескальсас Реалес. В реликварии хранится запекшаяся кровь святого Пантелеймона, раз в год, 27 июля, чудесным образом кровь становится жидкой. Мы спросили гида, видел ли он сам это чудо. Оказалось, именно в это время  каждый год он бывает в отпуске.

Если у вас не будет времени на посещение обоих монастырей, то я порекомендовала бы посетить монастырь де лас Дескальсас Реалес, у меня осталось больше впечатлений от интерьеров, собрания произведений искусства, большее ощущение времени. Хотя не очень хочется сравнивать.

Король Карлос I, впоследствии ставший императором Карлосом V, унаследовал большую часть Европы в 1516-1519 годах и собрал произведения искусства со всех уголков своей империи. Именно таким образом полотна фламандских, голландских, итальянских, французских, немецких и испанских мастеров оказались в испанских дворцах и монастырях.

Самая известная достопримечательность Мадрида – Музей Прадо, это одна из величайших художественных галерей мира, собравшая в своих коллекциях более 7000 картин, принадлежащих кисти Боттичелли, Босха, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Веласкеса, Эль Греко, Гойи. Музей Прадо занимает здание в стиле неоклассицизма, построенное по проекту архитектора Хуана де Вильянуэва в 1785 году. Первоначально здесь предполагалось разместить Музей Естественных Наук. Но с 1818 года оно является музеем живописи. Основание здания представляет собой прямоугольник, к противоположным краям которого пристроены два квадратных корпуса. Достойна внимания крытая ротонда с куполом, пропускающим свет для освещения вестибюля, в центре которого находится бронзовая скульптура Карлоса V работы Помпейо Леони. Музей Прадо является сокровищницей, где собрана коллекция самых крупных шедевров испанской живописи вплоть до XIX века. Здесь хранятся творения Веласкеса, Гойи, Мурильо, Риберы, Зурбарана и других художников. Кроме того, музей располагает великолепными произведениями фламандской и итальянской живописи. Это крупнейший европейский музей. В 2007 году завершилась реконструкция Прадо, и теперь площадь выставочных залов увеличилась вдвое.

Музей зародился с королевской коллекции, которая впоследствии пополнялась потомками монаршей династии. Центральное внимание уделено испанской школе мастеров. Эль Греко, Веласкес, Гойя. Музею Прадо мало равных, и, вне зависимости от того, являетесь ли Вы страстным поклонником искусства или нет, не посетить его было бы ошибкой. Мы провели в залах Прадо целый день, но, к сожалению, и этого мало.

Входящий в тройку основных музеев для посещения в Мадриде Центр Искусств Королевы Софии в основном посвящён испанскому искусству 20 века. Этот музей должен был заполнить существующую нишу, подобно французскому центру Помпиду и лондонской галерее Тейт. Музей Современного Искусства был открыт Королевой Софией в 1986 году, и разместился в здании бывшей больницы Сан Карлос. Художественные работы, выставляемые здесь, включают произведения Хуана Гриса, Сальвадора Дали, Жоана (Хоана) Миро и Пабло Пикассо. Самым известным экспонатом музея является «Герника» Пикассо, изображающая бомбардировку баскского города Герника нацистами в 1937 году. До 1980 года это произведение хранилось в Нью-Йоркском музее Современного Искусства. У центра есть постоянная экспозиция, но основное – это выставки. Сейчас это выставка Пикассо. Представлены все периоды творчества в хронологическом порядке.

К сожалению, мы не смогли посетить галерею Тиссен-Борнемисса. Понимали, что на более-менее полный осмотр не хватит времени. Погода на улице стояла прекрасная, хотелось походить по городским улочкам и площадям, посидеть у фонтанов, зайти в мадридские таверны и кондитерские.

Поскольку мы посетили Мадрид зимой, то , наверно, не смогли увидеть всё великолепие его парков. Но, учитывая вечнозелёные хвойные деревья и пальмы, зелени достаточно и зимой. Возле Королевского дворца расположен Кампо дель-Моро, сады Сабатини с приятными стриженными кустами и аккуратными аллеями.  В парке дель-Эсте можно увидеть настоящий египетский храм - храм Дебод, подаренный Испании правительством Египта за помощь в сохранении древних памятников, которые могли быть уничтожены при строительстве Асуанской плотины. Недалеко от храма площадка, откуда открывается удачный вид на Королевский дворец. Парк Ретиро - самый известный, в центре парка - озеро. Мы смогли посетить парк совсем уже к вечеру, странно постриженные деревья в темноте казались призраками.

На площади де-ла-Сибелес  установлен прекрасный фонтан богине природы Кибеле. Богиня изображена на колеснице, запряженной двумя львами. Фонтан находится в центре площади, кругом бесконечное движение транспорта, но от этого сооружение не теряет своей величественности.

На площади Испанья находится памятник Сервантесу - бронзовые фигуры Дон Кихота на Росинанте и Санчо Пансы на ослике. Так же здесь увидите два первых мадридских небоскреба, построенные во времена Франко.

Жизнь в Мадриде кипит круглосуточно, в два-три часа ночи на улицах в центре города полно народа. Метро работает до 2 часов ночи. Множество баров и таверн - на каждом шагу. Запомнилась таверна Ла-Каса дель-Абуэло на  одной улице с нашим отелем, она существует с 1906 года, здесь подают жареные креветки четырех видов, белое домашнее вино. Пользуется популярностью. В кубинских барах под живую музыку танцуют зажигательную сальсу, рядами стоят бокалы с мохито.

Одна из главных достопримечательностей Мадрида - Эскориал, который расположен за городом, поезд с вокзала Аточа. Сан Лоренсо де Эль Эскориал, в горах Гуадаррамы, был облюбован Филиппом II для возведения великолепного дворца-монастыря. Это творение Хуана де Эрреры, гениальнейшего испанского зодчего эпохи Возрождения, явилось крупнейшим произведением архитектуры Испании того периода и оказало влияние на всю архитектуру Испанской империи. Дворец-монастырь построен из гранита в строгом, сдержанном, величественном  стиле, строительство завершено в 1584 году. Здесь хранится коллекция живописи известных мастеров, прекрасная библиотека. В Эскориале расположен Королевский пантеон, посещение возможно с организованной группой. Здесь покоятся все испанские монархи, начиная с Карла V. Базилика Эскориала великолепна, как и всё, что здесь видишь. Библиотека знаменита расписным сводчатым потолком и мраморным полом. Здесь очень спокойно, нет большого наплыва туристов, а огромные пространства позволяют чувствовать себя изолированно. Вниз  тянется прекрасный парк со старыми хвойными деревьями, можно пройти почти до конца и, свернув налево, выйти к вокзалу.

За городом особенно чувствовалась весна, какие-то деревья уже начинали цвести, птички чирикали, солнце пригревало. Если бы время позволяло, следовало бы побывать в Сеговии, Аранхуэсе, Чинчоне, Авиле, и даже доехать до Саламанки.

Обратный перелет с компанией Иберия был не без чудес. Преодолев расстояния монтстроподобного Барахаса, мы нашли свою регистрационную стойку, где узнали, что мест для нас пока нет, слишком много продано билетов. Таких как мы было много, большинство транзитников из Рима. Была перспектива улететь Аэрофлотом в Шереметьево, при том, что багаж летел с Иберией в Домодедово. Или остаться в предложенном отеле до следующего рейса и получить компенсацию. Непосредственно перед посадкой в самолет мы наконец узнали, что все-таки летим, что стало с другими - неизвестно. Вот и доверяй иностранным авиакомпаниям!

 

Краски Испании

1. Ночная песня

В раковине пёстрой зов далёкий слышен.
Звёздными холстами ночь латает крыши.

В танце чисел жизни нет пустого жеста.
По волнам гадает о любви невеста.

В лунном лабиринте заблудился ветер.
Жар от поцелуев оставляет пепел.

В наготе равнины проступает завтра.
Смерть на страже утра – терпеливей мавра.

В горечи полынной – сердца исцеленье.
От напитка солнца тает наважденье.

В бархате молчанья исчезают крики.
Выколоты в небе разлучённых лики.

В каменном затворе стынет плач гитары.
Всех соединяют воды песни старой.

В раковине ночи – жемчуг новой встречи.
А из глаз надежда уплыла навечно…

2. Толедо

Над городом поют колокола,
И звон из сердца лепит, как из глины,
Два радостью сияющих крыла –
Нести меня на площадь Магдалины.

Защитой от магического зла,
Не ведая сомнения и страха,
Лежат мостов могучие тела
Над вымытым в веках ущельем Тахо.

Здесь всё свои предания хранит,
Но в твёрдость испытующего взгляда
Закат вплетает золотую нить
Изящней мастеров «дамаскинадо».

Блестят клинки в лучах любви святой.
Для «кабальерос» нет прекрасней дара,
Чем девушки на Празднике цветов
И лунный сок на шпилях Алькасара.

По улицам струится детский смех
И сладкий запах свежих марципанов.
А сторож церкви Сан-Бартоломе
Склоняется над грядками тимьяна.

В слияньи ароматов алых роз
С надмирными полотнами Эль Греко
Я выберу из множества ворот
Ведущие в распахнутое небо!

3. Смертельная рана

Ресницы травы густые
Ласкает украдкой ветер,
Пропитанный ядом ночи,
Сочащимся из соцветий.

Молчат, сжав тонкие губы,
Святые, что с детства чтимы,
А горе даёт кинжал мне,
Как будто мы побратимы.

Тумана кривые руки
Карабкаются по склонам.
Вином не залить утрату
И горечь ночей бессонных.

Порывом срывает душу,
Как жёлудь, с памяти ветки.
Сжимает запястья холод,
И сердце сажает в клетку.

Что ж медлю я, обручённый
Навек с тоской лебединой?
Я брошусь белёсой пеной
На камень твоей кончины…

Хостинг от uCoz