Rambler's Top100

Земля Нижегородская

Юрий Заломов

Друг давно меня звал в гости в Нижний Новгород, но выбраться удалось только сейчас. В моем представлении этот город виделся чем-то вроде большой деревни, в которой построили автозавод, и она стала городом. Меня радовал только тот факт, что ехать туда не так уж и далеко, и проведу я там всего один выходной день. Приехав на Курский вокзал за билетами, я был приятно удивлен тем, что поезда в Нижний вечером уходят из Москвы чуть ли не каждые пятнадцать минут и можно даже выбирать, на какой поезд сесть. Я выбрал фирменный поезд «Нижегородская ярмарка», где было обещано даже питание в купе. Правда выяснилось, что сев на поезд, можно уже ложиться спать, так как поезд отправляется что-то около 23.00, а утром проводник будит всех за полчаса до прибытия.

В пятницу, сев на поезд и слегка поужинав в купе, познакомившись с соседями, завалился спать. Утром на вокзале друг встретил меня у вагона. Утро было солнечным и обещающим хорошую погоду. Московский вокзал в Нижнем представляет из себя современное здание из стекла, по центру которого висит люстра из медных пластин 10 м диаметром и тонны 3 весом. Причем света она дает мало, а висит, видимо, для того, чтобы приезжие смогли оценить грандиозность замысла дизайнера.

Выйдя с вокзала в город, мы уткнулись носом в МакДональдс. Ну, думаю, экстерьеры не меняются, но хоть позавтракать можно по-быстрому. Отмахиваясь от назойливых азербайджанских таксистов (опять дежавю!), прошли в вездесущий американский фаст-фуд. Подзаправившись немного, сели с другом на маршрутку (здесь ходят ПАЗики, проезд – 8 рублей). Друг объяснил, что едем «по историческим местам» Нижнего. Ну, здравствуй город Минина, Горького, Чкалова, город первых отечественных лимузинов и самолетов, город двух великих русских рек – Оки и Волги!

Пункт назначения – нижегородский Кремль. По пути проезжаем по мосту через Оку. С моста открывается удивительный вид: слева красавица-Волга, чуть ниже моста сливающаяся с Окой , огромный храм Александра Невского, прямо впереди за мостом – комплекс Благовещенского монастыря, группа церквей разной архитектуры сияет первозданной белизной. Маршрутка съезжает с моста и едет уже по набережной вдоль Волги. Внезапно, прямо по ходу возникает огромнейший теплоход, стоящий прямо на дороге, кажется, что мы с ним вот-вот столкнемся, и только когда мы подъезжаем ближе, я начинаю понимать в чем обман – это здание Речного вокзала, построенное в форме теплохода, на его крыше есть даже что-то вроде капитанского мостика.

Справа от речного вокзала – сказочный терем Строгановской церкви, чем-то напоминающей Собор Василия Блаженного. Наша маршрутка медленно начинает въезжать в гору. Прямо на горе стоит крепость красного кирпича, удивительно похожая на московский Кремль. Даже бойницы и башни на углах – как в Москве, только стены еще дополнительно закрыты покатой крышей. Теперь понятно, почему татаро-монголы не могли взять город – штурмовать эти стены по такому отвесному склону можно только имея альпинистское снаряжение. Наконец, мы поднялись и выехали на площадь Минина и Пожарского, где расстаёмся с маршруткой и проходим к Дмитриевской башне Кремля мимо памятника Минину.

Вход в Кремль свободный, и в субботний день здесь гуляет достаточно много нижегородцев. Внутри Кремля большинство зданий – административные. Здесь находится резиденция губернатора Шанцева (вот уж не думал, что наш вице-мэр когда-нибудь станет руководить целой областью), городская Дума, областное законодательное собрание. Тут же – художественный музей, находящийся в здании дореволюционной губернаторской резиденции, в музее много произведений выдающихся русских художников, в том числе – «Русская Венера» Кустодиева и знаменитое полотно Маковского, известное нам по школьным учебникам – «Воззвание Минина к народу». Между зданиями администрации губернатора и Законодательного собрания стоит шедевр русского зодчества – Михайло-Архангельский собор, самая древняя церковь Нижнего Новгорода. Говорят, что в нем покоятся даже останки каких-то знаменитых князей.

Друг провел меня на откос за кремлевской стеной, где открылся шикарный вид – город, как на ладони, в центре панорамы – так называемая Стрелка (место, где сливаются Ока и Волга), за Волгой – леса и поля, под ногами – сама история: старинные дома, церкви… И над всем этим – удивительной синевы небо. Захотелось вздохнуть полной грудью и спеть, как Шаляпин, что-нибудь про бурлаков, про их нелегкую судьбу.

Надышавшись свежим воздухом, захотелось есть. Друг предложил пойти перекусить в какую-нибудь близлежащую кафешку. В центре города оказалось большое количество всяческих ресторанов и кафе с кухнями различных народов мира. Мы остановили свой выбор на кафе «Самарканд». Друг объяснил, что владельцем кафе является настоящий узбек и повара у него тоже узбеки. Цены здесь оказались вполне приемлемыми. За столиком нас обслуживала брюнетка с миндалевидным разрезом глаз в узбекской национальной одежде. Мы заказали себе по шурпе (суп из баранины), по порции далмы и фирменное блюдо - баранью ногу. Принесли такие внушительные порции, что осилить все не удалось, но все равно мы объелись, как на банкете. Кстати, вместо хлеба в «Самарканде» подают настоящие узбекские лепешки, приготовленные в сферической глинобитной печи.

Выйдя из кафе, друг предложил мне прогуляться по нижегородскому Арбату – Большой Покровской улице. Улица оказалась очень оживленной и поражающей большим количеством красивых старинных зданий, на первых этажах которых располагались многочисленные магазины и бутики. Вездесущие музыканты-любители, художники и представители других свободных профессий присутствовали здесь в большом количестве. Здесь мне удалось приобрести достаточно недорого изделия местных промыслов, в том числе – знаменитую посуду с хохломской росписью.

После прогулки по людной Покровке, мы вернулись на Волжский откос, где я увидел еще одно чудо света – так называемую «Чкаловскую лестницу», которая напомнила мне знаменитую лестницу в Одессе, увековеченную Эйзенштейном в фильме «Броненосец «Потемкин».

Время близилось к вечеру, пора было ехать на вокзал, но мне уже не хотелось покидать этот чудесный город, где я, по словам моего нижегородского друга, не увидел и десятой доли всех красот, так вдохновлявших многих знаменитых деятелей искусства и литературы. Что же – теперь я уже уверен, что еще не один раз приеду сюда к своему другу в гости и получу настоящее отдохновение от шума и сутолоки столичной жизни.