Rambler's Top100

Италия. Часть 1.

Камилла Нишанова

Сдав зимнюю сессию, мы с Юлей решили отправиться куда-нибудь отдохнуть. Наши желания совпадали – тихий безмятежный отдых где-нибудь на природе. Но маму наши планы сильно возмутили. По ее мнению, насидеться можно и в старости, а пока молодые и нет детей, надо путешествовать, ездить побольше. Прислушавшись, мы выбрали тур в Италию – «Классическая Италия». Кстати, февраль – очень хорошее время для посещения Италии. Во-первых, нет изнуряющей жары, которая очень затрудняет экскурсии, особенно в Риме. Во-вторых, цены намного ниже без снижения уровня качества. И в-третьих, нет толп туристов, сметающих все на своем пути. Последний пункт также оказывает влияние на загруженность дорог, что для нас было весьма важно, так как наш тур подразумевал много переездов.

Итак, холодная зима осталась позади, мы приземляемся в аэропорту Римини: +16, все залито солнцем, кругом зеленая травка, зеленые деревья, все дышит весной! Три часа. Три часа разделяют лютую зиму и радостную весну. В аэропорту нас встретили представители туристической компании, мы сели в автобус и сразу поехали на первую экскурсию в Сан-Марино. Сопровождающий нас говорит, что Сан-Марино – самое маленькое государство, но это не так: самое маленькое – Ватикан. Еще нам говорили, что Помпеи залило лавой, хотя и ребенок знает, что Помпеи завалило пеплом, а погибли жители от ядовитого газа. В подобных турах всегда к группе прикреплён сопровождающий, в обязанности которого входит размещать группу в гостиницах, собирать на экскурсии и решать пр. организационные вопросы. Гиды в каждом городе свои. Чтобы стать гидом, нужно несколько лет учиться и получить диплом. Причем диплом этот действует только в том городе, где получен, то есть гид из Флоренции не может работать гидом в Риме. Сопровождающие не имеют право проводить экскурсии, и, если они будут замечены на улице, рассказывающие что-то группе, их оштрафуют. Но сопровождающим хочется походить на гидов, поэтому они отрываются в автобусах – сколько глупостей слетело с их уст, мы устали считать… А теперь о самом государстве.

Сан-Марино был основан святым Франциском. Вдохновившись идеями христианства, молодой Франциск стал раздавать имущество отца бедным. Отец рассердился и выгнал сына из дома. И отца, надо заметить, можно понять – он заработал все это сам, своим трудом, а сын раздает заработанное не им самим бездельникам. Прямо как во времена коммунизма. В общем, вооружившись командой каменотесов, Франциск создает Сан-Марино, вырубая его из скалы. Это маленькое государство умудрилось на протяжении всей истории сохранить свою независимость. Главное для санмаринцев – это свобода. Скульптура свободы стоит на главной площади государства. Сейчас в Сан-Марино есть своя полиция, свой суд, были свои деньги, есть и пограничники. Правда, въезжая в государство, мы их не увидели – как нам объяснили, у них тихий час, они отдыхают. Сан-Марино – зона беспошлинной торговли, очень много русских продавцов, в магазинах даже берут рубли. Говорят, сейчас в Сан-Марино больше половины населения – русскоговорящие. Гулять по этой маленькой стране и интересно, и жутковато. Узкие каменные улочки, каменные замки, каменные башни, тропа ведьм, в конце концов… Мы были там вечером и наблюдали потрясающий закат, очень красивые виды (государство же горное, все как на ладони видно). Добавьте еще чистейший свежий холодный воздух, отсутствие машин и дорог, признаков современного мира (речь идет о верхних уровнях государства, внизу много магазинчиков и баров). А когда стемнело, стало жутковато – тропа ведьм, каменное средневековье, неизбежно вспоминаешь времена инквизиций. Поэтому, как только стемнело, мы поспешили спуститься вниз. А внизу куча магазинчиков жаждут вашего посещения. Вам непременно расскажут, что все едут в Сан-Марино за кожей и сумками, что в Риме вы таких не встретите и т.д.. Хочу вас предупредить. Да, в Риме вы таких не встретите, но зато намного лучше встретите во Флоренции. Но об этом чуть позже. Поездка в Сан-Марино была очень приятной. В горах совсем другая энергетика, как будто в другой мир попадаешь, воздух замечательный.

Но все имеет конец – и вот мы опять едем в Римини. Нас разместили в отеле, мы приятно поужинали. На юге Италии в качестве первого блюда вам обязательно подадут пасту. Пасту итальянцы немного не доваривают – как они говорят, для лучшего пищеварения. То ли из-за этого, то ли благодаря чудесному вину, впитавшему теплое солнце и ароматный воздух, надо отметить, что итальянцы очень стройные, мы не встретили ни одного толстого итальянца. В еде итальянцы толк знают! Причем в разных местах Италии кухня значительно отличается, но одно объединяет – вкусно! Пиццу и пасту стоит пробовать на юге, южнее Рима пицца уже не настоящая. Во Флоренции чудесный овощной суп, который ела еще лиса Алиса, и отбивная, которую ел кот Базилио. Венеция хороша морепродуктами – оно и понятно, город на воде ведь! Везде обязательно оливковое масло первого отжима к салатам и булочкам, чудесное вино, выпечка… Наверное, поэтому итальянцы такие благодушные и улыбчивые… Что касается оливкового масла, оно бывает трех видов: первого, второго и третьего отжимов. Масло первого отжима используется для салатов и выпечки, второго – для жарки, а масло третьего отжима используют в качестве машинного масла. Научили делать масло всех отжимов из оливок римлян этруски. Сейчас итальянки косметику на оливковом масле предпочитают косметике знаменитых марок.

На следующее утро нам предстоял переезд в Рим. Утро встретило нас густым туманом, из окон автобуса даже ничего не было видно. Но вот мы выехали из зоны тумана, нам улыбнулось утреннее ласковое солнышко. Сразу открылись взору чудесные горы, зеленые луга, оливковые плантации, средневековые замки, возвышающиеся на холмах. Во время остановок мы старались дышать полной грудью, впитывать в себя уже весеннее солнышко. В автобусе же появилась возможность понаблюдать за группой. Один из самых колоритных представителей – человек-фотоаппарат. Этот мужчина щелкал беспрерывно, он нам с гордостью признался, что в Сан-Марино сделал 1800 фотографий! Без комментариев… Рядом сидела очень интересная пожилая женщина – преподаватель ядерной физики в МГУ на физфаке. Наталия Георгиевна знает историю лучше любого историка, во время поездки поведала нам много интересного. Всегда с гордой прямой осанкой, правильная четкая речь, образ можно так и назвать – физик-ядерщик, преподаватель на физфаке. Рядом с ней в автобусе всегда сидела Валентина – мы ее прозвали челночницей. В Риме ли, во Флоренции, она носилась по магазинам, не замечая ничего другого на своем пути. За людьми, конечно, наблюдать не менее интересно, чем за пейзажами и архитектурой. По пути в Рим нас завезли в Тиволи , чтобы посетить виллу д'Эсте, построенную кардиналом Феррары Ипполитом 11. Вилла д'Эсте знаменита своими чудесными садами, которые цветут круглый год, и фонтанами на любой вкус. Погода была солнечная, теплая – где-то +18, сады зеленые, кругом ромашки, фиалки, оранжевые апельсины, воздух чистый, чудесные виды сверху… словами, конечно, не передать! Для полного счастья мы купили местные очень сладкие и сочные апельсины. Жизнь удалась.

Вот мы и в Риме! Говорят, что все дороги ведут в Рим… Мне, правда, всегда хочется добавить, что Рим внутри нас, но, тем не менее, говорят это не зря. Сам город – наглядное пособие по истории, сосредоточие памятников, храмов, площадей, форумов, развалин разной степени древности. Такое ощущение, что в городе параллельно уживаются разные эпохи, причем продолжают жить каждая своей жизнью. Не буду перечислять памятники и т.д. – об этом можно прочитать в любом путеводителе, напишу только о том, что меня особенно заинтересовало. Пантеон (1-й век до н. э.), переводится как храм всем богам – с огромным куполом диаметром 43 метра , причем высота храма также составляет 43 метра – то есть можно вписать шар, идеальную фигуру. Самое интересное, что до сих пор не могут понять, как был установлен этот купол. Лишь в 16-м веке Микеланджело изобрел способ, позволяющий устанавливать купола, но как был установлен купол Пантеона - остается загадкой. Загадок вообще очень много. Древние знали и умели очень многое. Фалес (7 – 6 вв. до н. э.) установил год в 365 дней. Пифагор (6 в. До н. э.) и пифагорейцы внесли представления о шарообразности Земли, о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не Солнце вокруг Земли. Знал о шарообразности Земли и Траян – свидетельством тому остаток огромной скульптуры Траяна в Константинополе – нога, наступающая на шар, и подпись: «Вся Земля у меня под ногами». Когда христиане пришли в Рим, то первым делом стали рушить храмы (а что не растащили, переделали в свои) и жечь библиотеки, сожгли крупнейшую александрийскую библиотеку. Что было в этих библиотеках? Что знали наши предки? Что знали легендарные этруски, основатели Рима? Доподлинно известно одно – шарообразность Земли, ее вращение признали сравнительно недавно, сожгли Джордано Бруно, заставили отречься Галилео Галилея.

Будоражит воображение Римский форум. Храм Сатурна, Весты, Венеры и Ромы и т.д. и т.п. Как будто переносишься через тысячелетия и слышишь голос Цицерона (этруска по происхождению), поэта Виргилия, проникаешься душой античного Рима. Очень интересные ощущения.

Вернемся к нашему туру. В Риме мы останавливались на три дня. В первый же день нашего приезда вечером предлагалась дополнительная экскурсия вечерний Рим. Мы с Юлей отказались, решив походить по городу самостоятельно. И поступили абсолютно верно. Группа осталась недовольна экскурсией – длилась она полтора часа, из автобуса выходили они один раз посмотреть на фонтан Треви, остальное время экскурсия была автобусной. Экскурсовод говорила быстро, из окошка видно не так, как перед собой. Мы же заранее составили себе маршрут, прочитали путеводитель и с удовольствием погуляли часов пять. На следующий день была дневная обзорная по Риму с замечательным гидом, которая была у нас несколько лет назад, когда мы ездили в Италию с семьей. К слову, все гиды, которые у нас были, очень квалифицированные и интересные. Погода была замечательная, где-то +20 – идеальная температура для экскурсии. Вообще, в этом году в Италии необычно теплая зима, как, в прочем, и во всем мире. Потом мы душевно посидели в пиццерии, проникнувшись атмосферой итальянской сиесты. Итальянцы очень темпераментный и эмоциональный народ. Нервной системе тяжеловато постоянно находиться в состоянии возбуждения, поэтому состояния сильного возбуждения итальянцы перемежают с полной глубокой релаксацией в обеденные часы. Вкусно обедают, непременно пьют вино, затем часок отдыхают. Очень хороший режим. Вечером нам предлагали ужин с итальянскими тенорами. Те, кто пошли, жестоко обломались. Не советую. Мы этот вечер провели в прогулке по Риму. Кажется, в этот день мы пели песенку где-то рядом с площадью Венеции. Смысл песенки такой: стая журавлей улетает на юг, журавли не торопятся улетать, а вот журавленок торопится. На что вожак ему сурово говорит: «Хоть та земля теплей, но Родина милей. Милей, запомни это слово, журавленок».

На следующий день была дополнительная экскурсия в Неаполь и Помпеи. Мы не поехали. И даже не потому, что Везувий опять готовится извергнуться и над ним клубится дым. Нет. Мы решили не распыляться – ведь Рим достоин длительного изучения. Да на автобусе лишних 8-10 часов мотаться не захотелось (дорога в одну сторону занимает 4-5 часов). В Риме мы, было, решили пройтись по магазинам, но сильно разочаровались – цены такие же, а то и больше, чем в Москве, но дело даже не в этом. Просто там нет ничего интересного, ничего не западает в душу (такого же мнения была вся наша группа). Быстренько разочаровавшись, я пошла гулять. Походила по набережной Тибра, посидела на понравившихся площадях, фотографировала и … попала под ливень. Вечером мы собрались погулять по набережной, дошли до Трастевере. В этом месте в основном проводят время местные. Мы зашли в винный ресторанчик, в нем сидело очень много (для двух часов ночи среды) итальянцев – они пили вино и играли в нарды, в общем, хорошо проводили буднюю ночку.

Продолжение читайте в майском номере журнала....