Rambler's Top100

Как встречают Новый Год и кто такой Дед Мороз?

Евгения Чернявская


Из истории Нового Года

В России, на мой взгляд, празднование Нового Года – самое масштабное из всех праздников. Лично я неоднозначно отношусь к этому празднику, и не особо понимаю саму суть его отмечания. Но, безусловно, поражаюсь российским масштабам его празднования, поражаюсь той детской радости, которой переполняются все от мала до велика, когда все, знакомые и незнакомые, желают друг другу счастья, добра и радости в наступающем году, а также радуюсь возможности раздаривать и получать подарки, загадывать самые заветные желания, потому что все равно верю, что они обязательно сбудутся. А еще мне нравится, что Новый Год – как новый день утром – еще все впереди, а значит, будет много хорошего, нового и интересного. Поэтому можно считать, что Новый Год – самый загадочный праздник. И мне всегда было интересно, а каковы масштабы празднования в других странах? Есть ли такие страны, которые его тоже не понимают, а есть ли те, которые жить без него не могут? А Вы знаете про традиции в разных странах?

В различных христианских странах в разные исторические периоды начало нового года отмечалось 1 марта, 25 марта, 1 сентября, 23 сентября и 25 декабря. Только в 1564 году французский король Карл IX приказал начинать год с 1 января; это установление постепенно распространилось по другим западным странам.

Традицией отмечать Новый год мы обязаны... жителям Месопотамии. Все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате. Это событие в течение 12 дней знаменовалось шествиями, карнавалами, маскарадами. В это время запрещалось работать, наказывать, вершить суды. Постановление считать Новый год с месяца "авив" (т.е. колосьев), соответствовавшего нашему марту и апрелю встречается в законе Моисея. С марта же считалось новолетие и у римлян, до преобразования календаря в 45 г. до Рождества Христова Юлием Цезарем. Обычай дарить подарки под Новый год с пожеланиями удачи и счастья был установлен еще древними римлянами 1 января 153 года до нашей эры. Говорят, одному из своих рабов Юлий Цезарь дал в новогодний вечер свободу за то, что тот пожелал ему пожить в новом году дольше, чем в старом. «Это самое курьезное пожелание счастья за все годы существования человечества!» – воскликнул Цезарь.

Римляне в этот день приносили жертвы янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая его благоприятным днём. В этот же день было принято делать друг другу поздравления и подарки, особенно должностным лицам. Вначале одаривали друг друга плодами, оклеенными позолотой, финиками и винными ягодами, затем медными монетами и даже ценными подарками, (последнее практиковалось только среди богатых людей). Преимущественным правом быть одариваемыми пользовались патриции. Каждый клиент должен был преподнести своему патрону в день Нового года подарок. Этот обычай сделался впоследствии обязательным для всех жителей Рима. Тогда же начали складываться и первые приметы.

Во Франции новолетие считали до 755 года. С 25 декабря, а затем с 1 марта в XII и XIII столетиях - со дня св. Пасхи, пока, наконец, не установлено было в 1654 году указом короля Карла IX, считать за начало года 1 января. В Германии то же произошло во второй половине 16 века, а в Англии в 18 веке. В России, со времени введения Христианства, исполняя обычаи своих предков, также начинали летоисчисление или с марта, или со дня св. Пасхи. В 1492 году великий князь Иоанн Васильевич Третий окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года – 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины, различные оброки и т.д. Для придания наибольшей торжественности этому дню сам Царь накануне являлся в Кремль, где каждый, простолюдин или знатный боярин, в это время мог подходить к нему и искать непосредственно у него правды и милости. Первообразом той церковной церемонии, с какой проходило на Руси празднование сентябрьского новолетия, служило празднование его в Византии, установленное Константином Великим.

Затем через 200 лет Петр I в конце 1699 года постановил "По примеру всех христианских народов... считать новый год не с 1 сентября, а с 1 января 1700 года". Петр I специальным указом определил, как отмечать этот день. По его указу следовало «…в знак доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с новым годом…по знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых…чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни». В тот день, в 12 ночи, Петр I вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету, и начался салют в честь новогоднего праздника. И именно император Петр I допустил ошибку в определении рубежа эпох. В именном указе он объявил: "Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век". Традиция отмечать рубеж веков на год раньше с тех пор сохранилась.

Новый год в средневековой Англии тоже начинался в марте. Решение парламента перенести Новый год на 1 января 1752 года натолкнулось на женскую оппозицию. Делегация возмущенных англичанок заявила спикеру, что парламент не имеет права сделать женщин на много дней старше, на что спикер якобы ответил: «Вот классический образец женской логики!».

Как встречают Новый Год в разных странах

Первыми Новый год встречают обитатели острова Киритимати, входящего в состав островов Рождества (Республика Кирибати), а также жители города Нукуалофа (столица Королевства Тонга). Оба места находятся в Океании.

Нигде в мире Новый год не отмечается так часто, как на индонезийском острове Бали. Дело в том, что год на Бали длится всего 210 дней. Главный атрибут празднества - разноцветный рис, из которого пекут длинные ленты, нередко двухметровые...

А вот жители государства Самоа встречают Новый год самыми последними – через одни сутки и один час после его наступления в более восточной части Океании.

Бирма празднует Новый год в апреле, когда кончаются тропические ливни. В знак благодарности природе бирманцы поливают друг друга водой и поздравляют с Новым годом.

В Кении принято праздновать Новый год на воде. Кенийцы в этот день купаются в реках, озерах, в Индийском океане, катаются на лодках, поют и веселятся.

В Гаити Новый год - это начало новой жизни и поэтому считается самым любимым праздником. К Новому году гаитяне стараются хорошенько убрать свои жилища, отремонтировать мебель или заменить ее новой, а также помириться с теми, с кем поссорились.

У индейцев Северной Америки навахо сохранился обычай встречать Новый год у огромного костра на лесной поляне. Они танцуют в белых одеждах, их лица окрашены в белый цвет, в руках палочки с шариками из перьев на концах. Танцующие стараются быть поближе к огню, и когда шарики вспыхивают, они ликуют. Но вот появляются шестнадцать самых сильных мужчин, они несут ярко-красный шар и под музыку подтягивают его веревкой на вершину высокого столба. Все кричат: Новое Солнце родилось!

В Шотландии и Уэльсе, как, в общем-то, во многих странах, в последнюю секунду старого года полагается широко открыть двери, чтобы выпустить старый год и впустить Новый. Шотландцы еще в новогоднюю ночь отправляются к друзьям с ломтиком пирога, стаканчиком вина и кусочком угля. С их точки зрения, это самый верный способ на целый год обеспечить их едой, питьем и теплом.

В ночь на 1 января в Италии принято из окон квартир выбрасывать старую мебель, пустые бутылки и т. д., так что находиться на улицах в это время небезопасно. Итальянцы всегда заботятся о том, чтобы вступить в новый год не только в обновленном интерьере, но и приодевшись во все новое.

Жители северной Индии украшают себя цветами розовых, красных, фиолетовых или белых оттенков. Жителю Индии не так-то легко установить, какой по счету год наступает. В Индии отмечаются четыре эры: Саливаха, Викрамдитья, Джайна и Будды. На юге Индии Новый год празднуется в марте, на севере страны - в апреле, а в штате Керал - то в июле, то в августе. Но, поскольку политическая, экономическая и социальная сферы страны ориентируются на христианское летоисчисление, первое января также не обходят вниманием. Не стоит еще забывать о праздновании Нового Года по восточному календарю, а также о мусульманском Новом Годе. Таким образом, с полной уверенностью можно сказать, что Индия – самая новогодняя страна в мире.

Одним из самых ярких украшений японского дома перед Новым годом является кадомацу ("сосна у входа"). Кадомацу - приветствие Божеству Новогоднего праздника - преимущественно изготовляют из сосны, бамбука, сплетенных рисовых соломинок. Украшают ветками папоротника и мандарина. В момент начала нового года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году. В первую новогоднюю ночь принято посещать храм. В храмах отбивают 108 ударов в колокол.

Китайский Новый год празднуется между 17 января и 19 февраля, во время новолуния. Уличные процессии – самая захватывающая часть праздника. Тысячи фонарей зажигаются во время процессий, чтобы осветить путь в Новый год. Иногда китайцы заклеивают окна и двери бумагой, чтобы не впускать злых духов. Новый год в Китае – праздник строго семейный, и каждый китаец стремятся провести его в кругу родных. Легенда гласит, что в Древнем Китае жил страшный монстр-людоед по имени Ниан, умеющий проникать в дома, и похищавший жителей в Новогоднюю ночь. Он вселял в людей панику, и они не знали, как найти на кровожадного монстра управу и не пустить его в свое жилище. Но позже людям удалось выяснить, что Ниан боится красного цвета, огня и громких звуков. Теперь у людей появился способ отпугнуть от себя монстра – достаточно издавать громкие звуки и устраивать яркие вспышки! Так были изобретены фейерверки. Кроме фейерверков, двери домов в Новый год украшаются стихами на красной бумаге и картинками в честь божеств Защитников домашнего очага, в доме зажигаются фонарики... Еще по китайской традиции считается, что в первый день Нового года нельзя мыть голову – а то вы вымоете удачу наступающего года. Подготовка к Лунному Новому году начинается заранее, за несколько месяцев. Главные традиции связаны с обновлением – из дома выбрасываются старые вещи и заменяются на новые. К новому году считалось обязательным как следует убраться, выскрести все углы и закоулки – чтобы быть уверенным, что из дома выметены и выброшены на помойку неудачи и невезенье... Заодно надо заплатить по счетам и раздать долги – дабы входить в новый год чистым от обязательств. Те, кто попадают на Рождество в Китай, замечают, прежде всего, Деревья Света, аналог нашей елочки. Они украшены по-восточному яркими и изысканными фонариками, цветами, гирляндами. Эти же украшения китайские христиане используют в праздничном убранстве своих домов. Маленькие китайцы в канун праздника вывешивают на стены чулки, куда Дун Че Лао Рен (Дедушка Рождество) кладет свои рождественские дары.

В некоторых других восточно-азиатских странах – во Вьетнаме, Кампучии, Корее, Монголии и пр. – непременным аксессуаром Нового года являются грабли, декорированные различными дорогими украшениями. По всей видимости, именно ими в новогоднюю ночь "загребают счастье". Еще на Востоке распространены рождественские ярмарки, на которых можно приобрести не только одежду, продукты, утварь, украшения и подарки, но даже... мечты, надежды и счастье. Не бойтесь, вам не продадут воздух, полный обещаний и уверений. Например, можно приобрести даруму - деревянную (или из папье-маше) куклу-неваляшку из буддийского пантеона. Или хамаюми – затупленные стрелы с белыми перьями, которыми изгоняют злых духов, и такара-бунэ – кораблики с рисом и восседающими на палубе семью богами, символизирующими благополучие и удачу. В Корее после встречи Нового года на деревенских улицах начинаются гулянья, во время которых девушки обязательно соревнуются по прыжкам в высоту.

В Эстонии, а также в Австрии и Шотландии, счастье приносит, как всем известно, встреченный на улице трубочист с орудиями ремесла - высоким цилиндром и гирей на веревке с ершиком. Поэтому столь часты рождественские подарки в виде глиняного или тряпичного трубочиста, испачканного сажей.

В шведских домах, где есть дети, празднование Нового года начинается с того, что папы выходят выносить мусор, а возвращаются в образе Юля Томтена (шведского Деда Мороза). Когда часы бьют полночь, шведы бросают серпантин, дудят в дудки, а Юль Томтен начинает дарить подарки. Так, под всеобщий "дудеж-гудеж", Новый год вступает на землю Швеции.

В канун праздника в Испании, отправляясь в любой дом, следует положить в подарочную корзину шампанское и кусочек нуги. Сам Новый год для испанцев – праздник общественный. Ведь именно в эту ночь любители ритуальных обрядов и традиций спешат на центральную площадь к огромной елке полакомиться виноградом. Во время боя часов каждый из тысячи, собравшихся у елки, пытается съесть 12 виноградин. Каждая виноградинка символизирует один из грядущих месяцев, а успеть съесть все 12 – "гарантированное" исполнение заветного желания. Эта забавная традиция распространяется и на тех, кто встречает Новый год дома. Виноградинки кладутся на каждую тарелку.

В Исландии на протяжении всего декабря родители не знают забот со своими детьми. Дело в том, что хитрая ребятня знает: Дед Мороз может неожиданно заглянуть к ним в любой день с 1-го по 24-е декабря. Если что не так... в своем ботинке можно обнаружить не подарок, а картофелину.

Традиций празднования Нового Года в России довольно много. Но вот что интересно – большинство из них заимствованы из западной культуры. От времен славянского язычества нам достались ряженые, скоморохи и шуты. Эпоха Петра Первого и последующих правителей-реформаторов принесла новогоднюю елку с игрушками, фейерверки, Санта Клауса и новогодний стол (разносолов типа салатов Оливье и винегрета до него не знали, обходились кашами да пирогами). А страна Советов дала нам Деда Мороза со Снегурочкой, обязательное Шампанское с мандаринами на столе и бой Курантов. В древней Руси существовал так же обычай, что новогодний стол по своему обилию должен равняться рождественскому, однако на нем не должна быть домашняя птица, пернатая дичь или заяц, так как существовало поверье, что в таком случае из дома улетело бы или ускакало счастье. У русских, украинцев, белорусов, молдаван ритуальным новогодним блюдом была сладкая каша-кутья и блины. Кашу варили из цельных зёрен пшеницы, а то и из нескольких видов злаков. В начале века на Новый год выпекали из теста фигурки домашних животных: коней, коров, быков. А когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками, разными сладостями и орехами.

В старину на Руси к новогоднему столу готовили диковинное блюдо. В XIX веке его готовили в аристократических домах к особо важным приемам. Весьма замысловатое угощение обходилось недешево и требовало от повара незаурядного мастерства. Судите сами: сначала нужно в мясистые оливки вложить вместо косточек кусочек анчоусов, оливки - начинка для выпотрошенного жаворонка, которого следовало вложить в жирную куропатку, а ту в фазана. Последней оболочкой служил поросенок. Свой оригинальный кулинарный сюрприз придворный повар-француз посвятил императрице Екатерине II. Потом секрет новогоднего угощения выведал богач-вельможа, а выкрасть таинственный рецепт с его кухни не составляло большого труда. Собирать гостей на жаркое "Императрица" стало делом престижа для знати. А какие были карнавалы! Карнавальные маски под Новый год в России появились в начале ХVII века, когда был устроен пышный маскарад по случаю заключения мира со шведами.

Мусульманам не запрещается встречать Новый год, однако не рекомендуется наряжать елку и приглашать Деда Мороза. Об этом говорится в новогоднем заявлении главы турецких мусульман. Традиция встречи Нового года признана во всем мире и является частью мировой культуры, однако Рождество является религиозным праздником и не имеет ничего общего с Новым годом. Мусульмане не должны путать эти два праздника, и использование рождественских символов в Новый год свидетельствует "о религиозной и культурной деградации". Традиция празднования Нового года с елкой распространена в Турции. Однако в ряде мусульманских стран празднование Нового года не приветствуется. В частности, в Саудовской Аравии это карается арестом.

В Индонезию Новый год приходит в октябре. Все люди принаряжаются и просят друг у друга прощения за неприятности, которые они причинили в прошедшем году.

Микронезийцы также провожают старый год 31 декабря. Но при этом жители одного из островов каждого 1 января просыпаются ... с новым именем. Это чтобы сбить нечистую силу с толку. Рано утром члены семьи, заслоняя рот ладонью, сообщают друг другу новые имена. При этом кто-нибудь из родственников колотит в бубен, чтобы злой дух не мог подслушать.

В Болгарии перед началом праздника самый младший член семьи встает около елки начинает петь новогодние и рождественские калядки, в благодарность за это, он получает подарки от взрослых. В болгарских семьях на новогоднем столе, согласно традициям, должно быть не менее двенадцати блюд, и среди них, представьте себе, ни одного мясного. Однако есть рыба, грибной суп или борщ, ячменная каша с черносливом, клецки с маслом, и шоколадный торт на сладкое. Чем богаче уставлен стол, тем плодороднее будет год. Вот почему стол должен ломится от яств. В середину стола ставят обрядовые караваи, украшенные изображениями виноградных лоз и ульев, нивы и сада. В каравай обязательно кладут монету. Особое место занимает баница (слоеный пирог) с запеченными внутри кизиловыми веточками, каждая из которых символизирует дом и домашнюю живность, здоровье и успех в учебе. Перед ужином самый старый член семьи кадит тмином стол, читает молитву и разламывает каравай. Кому достанется монетка, тому будет везти во всем круглый год. А когда в конце дело дойдет и до баницы, то становится видно, кому достался дом, хлев, живность, а кому успех в учебе, в любви или в хозяйстве. В полночь же повсюду на три минуты выключают свет. Таким образом, всем влюбленным дается возможность одарить друг друга новогодним поцелуем или просто загадать самое сокровенное желание. В новогоднюю ночь совершается много обрядов с пожеланиями благоденствия. Но с особым нетерпением ждут пожеланий, которые произносят сурвакары – подростки и молодые люди, которые после наступления полуночи отправляются из дома в дом с кизиловыми ветками в руках. Они похлопывают ими хозяев по спине с пожеланиями доброго здоровья, долголетия и всяческих успехов в жизни. Кизиловая веточка, или так называемая "сурвачка", – обязательная принадлежность каждого из сурвакаров. Первого января свои именины отмечают Васил, Василка, Веселина, Веселин, а потому и день в народе больше известен как "Василевдень".

В Бурятии праздник называют Сагаалган – Белый месяц: и весь этот месяц продолжаются новогодние празднества. Хоть официальное празднование Сагаалгана в Бурятии было возрождено лишь в 1991 году, это очень древний праздник. Отмечать его в феврале, на границе зимы и весны, начали еще в 13 веке по приказу внука Чингисхана хана Хубилая. Накануне наступления Нового года перед дацаном разводят ритуальный костер – "дугжууба", в который бросают старые вещи, сжигая, таким образом, злые помыслы и несчастья уходящего года. Перед наступлением праздника в домах наводят чистоту и готовят новогоднее угощение, состоящее из традиционных блюд белого цвета, таких как сушеные пенки, домашний сыр "хурууд", сушеный творог, простокваша, печенье на молоке, молочная водка "тарасун". Новый год начинают праздновать на рассвете. В старину первым поздравляли самого старшего и уважаемого человека в семье или округе, преподносили ему подарки: голубой шелковый шарф, посуду с пищей, платки, сладости. В ответ одаривали гостей и хозяева. Иногда дети получали в подарок новорожденного ягненка или теленка с пожеланиями благополучия и умножения скота. Сегодня детям обычно дарят конфеты и деньги, а вот шарф хадаг – символ добрых пожеланий – и сегодня остается традиционным подарком для самого почтенного члена семьи. Еще одна традиция – особое новогоднее приветствие (золгохо). Старший по возрасту кладет руки ладонями вниз на руки более молодого, оба они произносят пожелания благ и удачи. Золгохо – символ того, что старшие могут опереться на молодежь, найдут уважение и поддержку с их стороны.

Иностранцев, решивших провести зимние праздники в Мексике, ожидает много сюрпризов. Первое - продолжительность этих праздников. Здесь они начинаются 3 декабря, с 9-дневной череды торжеств с торжественными шествиями в честь Святой Девы Гваделупской, которую здесь почитают как мать и покровительницу Мексики. «Посадос» длится с 16 по 24 декабря – именно в эти дни ацтеки когда-то праздновали день рождения бога Солнца Вицлипуцли, – и каждый вечер по всей Мексике можно увидеть процессии, главные участники которых – дети, исполняющие роли Девы Марии, Иосифа, Ангела, пастухов и волхвов. Под звуки песен и веселого смеха, отбивая ритм посохами, украшенными лентами и цветами, процессии отправляются в путь от церкви и останавливаются возле домов, прося убежища, пока в одном из домов (с хозяевами которого договариваются заранее) путникам не разрешат войти. После этого начинается веселый праздник со сладостями и угощениями. Один из обязательных элементов праздника - пиньята. Родина этой традиции – Китай, откуда Марко Поло привез ее в Европу, а испанцы, в свою очередь, – в Мексику. Пиньята – это глиняный горшок, наполненный лакомствами и фруктами, который обычно оклеивают бумагой так, чтобы он напоминал семилучевую звезду (символизируя семь смертных грехов). Подобная традиция существовала и у ацтеков, разбивавших глиняный горшок с мелкими дарами перед статуей божества – может, именно поэтому пиньята так прижились на мексиканской земле. Их разбивают палкой, обычно с завязанными глазами, что символизирует веру и победу над грехом и злом. Высыпающиеся при этом сладости дружно поедаются всеми участниками праздника. Еще одна интересная мексиканская традиция – насиментос. Говорят, что первое подобное рождественское украшение создал еще святой Франциск Ассизский в 13 веке. Насиментос – это своего рода игрушечное воспроизведение сцен из Библии, связанных с Рождеством. Их можно увидеть в домах, церквях, магазинах и даже в учреждениях. Из опилок, мха, песка, раскрашенной бумаги создают пейзаж: поля, холмы, реки, деревенские домики, а потом наполняют его фигурами Девы Марии, Иосифа, пастухов, волхвов, домашних животных. В рождественский сочельник, после окончания последней процессии посадос, группа местных жителей обычно приветствует новорожденного Христа исполнением индейских танцев, все поздравляют друг друга. После этого большинство мексиканцев спешат домой, где их ждет праздничная трапеза. Главное блюдо – индейка, как и в Европе. Следует помнить, однако, что эта традиция родом из Латинской Америки. Подают и другие традиционные блюда – из бобов, овощей, кукурузы, – которые различаются в разных районах страны, и, конечно же, сладости и домашнюю выпечку. После шумных праздников сам день Рождества кажется неожиданно тихим. Улицы пустеют – большинство людей отсыпается после праздничного веселья.

К рождеству в Югославии специально откармливали какую-нибудь домашнюю живность, отбирая обычно животных светлой масти – в Сербии это, как правило, была свинья, в других областях – свинья, овца, гусь, индейка, из которых и готовили ритуальное мясное блюдо (печеница, пециво, божипар, божипььар, заоблица, веселица, божак, божура, божица). Хозяйки прилагали много сил, чтобы стол выглядел как можно красивее, украшались даже ножки стола. Стол, за которым ужинали в сочельник, нельзя было двигать в течение трех дней рождества.

В Австрии ужин 31 декабря должен быть обильным, чтобы в Новом году хорошо жилось. Обязательным мясным блюдом был заливной поросенок или свинина. Считали, что, для того чтобы быть счастливым, надо съесть кусок головы или свиного рыла; это называлось "участвовать в свином счастье" (Saugluck teilhaftig werden). Известны старинные обычаи изгнания Старого года. В Каринтии после 12 часов ночи начиналась погоня за Сильвестром. Сильвестр ("Старый год") был закутан в солому, на голове его надет венок из омелы. В Верхней Австрии в подобном обычае участвовали Старый и Новый года в виде женских фигур. Проводы Старого года, вероятно, символизировали маски с метлами, заключавшие процессии ряженых. Рождественско-новогодний цикл заканчивался 6 января. Этот день богоявления (эпифания) известен в Австрии больше как день трех королей, связанный с христианским преданием о трех магах – Бальтазаре, Каспаре, Мельхиоре, которым звезда указала путь к младенцу Христу. Это нашло отражение в многочисленных шествиях со звездой, местами сохранившимися и сейчас. Главные действующие лица – три мальчика в длинных белых рубахах и коронах на головах, один из них Каспар с черным лицом, иногда в сопровождении хора, ходят по домам, поют или читают стихи, за что получают гостинцы. Основная тема их – извещение о рождении Христа и различные пожелания; последние иногда сохраняют форму старых заклинаний.

По старинным финским представлениям, центральный зимний месяц был лисиным. Январь и февраль назывались большим и малым или первым и вторым месяцем таммикуу (tammikuu). Празднование Нового года 1 января было воспринято финнами в XVI в. До этого, как уже говорилось, год начинался после Михайлова дня, постепенно передвигался к концу октября и одно время праздновался, очевидно, 1 ноября. С того времени, как Новый год стали отмечать 1 января, на канун его и на первое число перешли характерные для такой даты черты. В канун стали гадать. В том числе распространилось пришедшее с запада литье олова в воду. Отливали по фигурке для каждого члена семьи и последнюю – для духа земли, чтобы узнать, будет ли он покровительствовать дому. В воде из-под литья девушки смачивали свои платки и клали их под голову, надеясь увидеть во сне суженого. Кроме того, смотрели в зеркало, что якобы поможет увидеть лицо жениха, предсказать в наступающем году: предстоящее замужество, время смерти и т. д. Каждый должен был достойно вести себя в день Нового года – как делаешь все в этот день, так будет и весь год. Финское пиршество Нового года непременно составляют сливовый кисель и рисовая каша.

В Норвегии и Дании рождество нередко называют праздником мира. В рождественские дни не охотятся ни на птиц, ни на животных. 24 декабря днем в Норвегии, как и в Швеции, семья собирается у очага для "макания в котел" (dopp grytan). Котел с вареным мясом, сосисками или ветчиной стоит на очаге. Каждый, включая гостей и слуг, отрезает кусок белого хлеба вёртбред, вертербред, вербред (varibrod, vortebrod, vorbrod), опускает ни пилке в котел с мясным соусом, затем ест этот хлеб с куском мяса. Произносят тосты за счастье, пьют глинтвейн из вина, рома и пряностей. Катаются на санях с сосновыми факелами. Затем горящие факелы бросают в костер, разведенный на высоком месте церковного двора. Произносят традиционное праздничное приветствие "God jull". Огонь тушат с наступлением рассвета и т. д. С первой рождественской ночью было связано много поверий. Например, если в сочельник между 11 и 2 часами ночи смотреть через окно или замочную скважину в церковь, можно увидеть всех умерших. Они присутствуют на церковной службе. Можно по дороге встретить в это время их свадебную или похоронную процессию и узнать, кто женится или умрет в новом году. Дома до обеда каждый занимается своими личными делами. Первое января принято проводить в семье. В гости никто не ходит, так как считают, что тем самым выносят счастье из дома. Чужого человека, зашедшего в дом, однако, угощают пивом.

Но были страны, где отмечание Нового Года не приветствовалось. Особенным гонениям подвергался праздник рождества в пуританской Шотландии. Каждый языческий обряд и обычай, даже самый невинный, был безжалостно проклят церковью. Так, по записям церковной сессии в 1574 г., было обвинено несколько человек за игры, танцы и пение рождественских песен в этот праздник. Даже выпечку рождественского хлеба духовенство протестантской церкви считало преступлением. В декабре 1583 г. от глазговских булочников потребовали назвать имена тех, для кого они выпекали рождественский хлеб. В 1605 г. пять человек были вызваны в суд в Абердине за то, что на рождество они шли по городу в масках и с танцами. Наконец, в 1644 г. празднование рождества было запрещено по всей Англии специальным парламентским актом. После таких гонений в Шотландии празднование рождества никогда уже не достигало прежней популярности, сохранились лишь некоторые обряды, большинство их стало приурочиваться к Новому году. И в настоящее время 24-25 декабря там - рабочие дни, а праздником считается Новый год - 1-2 января. В Англии же уже в конце XVII в. рождество вновь стали праздновать, но на протяжении XIX столетия сопровождавшие его обряды изменились, и к началу XX в. из большого социального события всей общины рождество стало чисто семейным праздником, лишь некоторые из его старых обычаев дожили до наших дней. В настоящее время в Шотландии выпекают для новогоднего стола большой круглый песочный торт, с защипами по краям, украшенный сваренными в сахаре миндалем, орехами, конфетами, сахарными и марципановыми фигурками. Каждый год огромное количество таких тортов рассылается во все уголки земного шара шотландцам, находящимся в эмиграции. Их обычно украшают национальные эмблемы - вереск, шотландский крест, руки, скрещенные над морем, горы и пр. В Эдинбурге в ночь под Новый год особенно много народа бывает на улице Принцев. В церквах идет новогодняя служба. Фруктовые и кондитерские магазины работают всю ночь. Наступление Нового года возвещают звон колоколов, гудки и сирены заводов. После 12 часов все поздравляют друг друга и расходятся по домам, к праздничным столам.

Кроме рождественского полена во многих местностях Испании и Португалии на рождество и Новый год зажигают огромные костры, и молодые парни прыгают через них. Новогодняя ночь справляется в городах и селах по-разному. Горожане любят проводить эту ночь на улице, в гуляньях, танцах. Когда городские часы пробьют полночь, начинаются взаимные поздравления, пожелания счастья, обмен подарками. Бывают и процессии "великанов". Дома у каждого заготовлен обильный по возможности ужин. Утром идут в церковь, потом опять угощаются. Деревенская молодежь в новогоднюю ночь ходит по домам, распевая новогодние песни. Ходят в причудливых нарядах и масках, обычно под предводительством "старика" и "старухи". В Галисии, в провинции Понтеведра, эти предводители ряженых ходят с метлами и выметают всю нечисть, накопившуюся за старый год. Фигуры "старика" и "старухи" иногда делают из соломы, одевают в лохмотья; их с песнями и со смехом таскают по всему поселку и в заключение торжественно сжигают. Это сжигание – символическое уничтожение старого года со всеми его неприятностями. В северных провинциях Испании, где этот обычай сожжения старого года сохранился до наших дней, сжигают и другие чучела, одетые в мужские и женские тряпичные платья. Перед этим их тоже таскают с шумом и смехом по деревне. Девушки обычно таскают мужские чучела, а парни – женские, отпуская соответствующие шутки. Еще более выразительные черты эротического культа несет на себе один из новогодних обычаев, соблюдающийся и теперь во многих деревнях Испании, хотя теперь уже в шуточной форме: "estrechos" – заключение фиктивных браков. Под Новый год девушки и парни всей деревни тянут жребий – бумажки с именами односельчан обоего пола. Парни, таким образом, получают "невест", девушки – "женихов". Кое-где, например, в округе Оренсе, эта процедура проделывается перед кострами у церковной паперти. Образовавшиеся брачные пары считаются до самого конца святок влюбленными, и ведут себя соответствующе. В Барселоне, в Мадриде еще недавно в новогоднюю ночь продавали билетики с именами гостей обоего пола и потом соединяли их парами наобум: получались "женихи" и "невесты" на весь вечер. На следующее утро "жених" должен был прийти к своей "невесте" с визитом и подарком - цветами, конфетами. Иногда молодые люди подстраивали дело так, чтобы получить в "невесты" любимую девушку, и дело кончалось настоящим браком. Очень вероятно, что здесь - следы древнего, вполне серьезного брачного обычая, когда браки заключались под строгим контролем общины.

Некоторые новогодние обряды связаны с виноградарством, особенно развитым в южных провинциях - Андалусия, Херес. Виноградная гроздь – средоточие разных поверий: кто ест виноград на Новый год, будет с деньгами весь год; виноградинка, съеденная в 1 день Нового Года, отгоняет нечистую силу; когда часы на Новый год бьют полночь, надо в такт каждому удару проглотить по виноградинке; если хранить целый год гроздь черного винограда, будешь при деньгах.

Кто такой Дед Мороз?

А Вы знаете, сколько лет Деду Морозу? Порой мы думаем, что этот добрый старичок с белоснежной бородой, друг детей и лесных зверей, пришел к нам очень давно, как и другие известные герои русских сказок. Но на самом деле он самый молодой из всех русских сказочных героев. Хотя уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе – сильном и злом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег и метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее. Добрым Дедом Морозом, символом новогодних праздников, он стал примерно 100-150 лет назад.

Наш Дед Мороз – образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе.

У восточных славян представлен сказочный образ Мороза – богатыря, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами". Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. В легендах древних славян существовал и другой персонаж – Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.

Но со временем Мороз менялся. Суровый в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков, он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда, постоянной спутницей которого является Снегурочка – уникальный «атрибут» образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения. Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Дед Мороз долгое время обходился без постоянного местожительства, пока московский и вологодский государственные мужи не надумали поселить его в Великом Устюге. В древние и таинственные обряды, связанные с переменой времен года, свершались в этих краях еще в незапамятной дохристианской древности. Есть даже весьма аргументированная гипотеза, согласно которой прародину индоевропейских народов следует искать именно в этих холодных краях под лучами Полярной звезды. Впервые об этом задумались не в России, а в Индии. Тамошние ученые выявили в древних мифах описание краев, напоминающих Заполярье. Общность культурных истоков России и Индии подтверждается и сходством древних орнаментов. Главного бога тогдашнего пантеона индоевропейцев звали Варуна. Он почитался как Творец Вселенной, был Владыкой всех вод и небес, а стало быть, и космического океана. Звезды воспринимались тогда, как листья Вселенского дерева, которое Варуна держит корнями, обращенными вверх от земли. Повелевал Варуна и душами людей, посылая их с утренней росой на землю, где они обретали телесную оболочку. Он был Владыкой жизни и смерти, и Правителем мира предков. В те эпохи люди делили год не на четыре времени, а только на три. Весна означала зарождение жизни, лето – зрелость, а зима – угасание. Варуна правил всегда, но особенно велика была его власть зимой. Уверовать в это индоевропейцам помогали и уникальные физические свойства воды, которая повиновалась главному божеству. Только зимой это удивительное вещество предстает и твердым, в виде льда, и кристалликами инея и снега, и газообразным в морозной дымке над речной прорубью. У славян он звался Род, что понималось как "поддерживающий существование жизни на земле", иногда Сварог, что означало "небесный". Называли его и Трояном, то есть трехликим. Божество, как и встарь, было единым, но для каждого времени года у него появилось свое имя. Весной правил Троян, летом Купала, а зимой – просто Дед. Кстати, еще два столетия назад Дедом на севере никогда не называли реального родственника, он звался ласково дядко или дедко. А величественное Дед звучало только при упоминании божественного прапредка. Вот от него и ведет свою родословную добрый Дедушка Мороз.

Адрес для тех, кто хочет написать письмо Деду Морозу, и возможно  получить ответ: 
162340 Россия Вологодская обл., г. Великий Устюг, дом Деда Мороза

Источники:
Сhristmas.ru
http://calendarium.narod.ru/lib/other/novygod.html
http://www.vista.odessa.ua/odessa/media/porto-fr/1998/29/28-134.htm
http://www.acapod.ru/page.php?id=910
http://www.noviy-god-2006.ru/tradicii.html
http://12.webteka.com/newyear/facts.htm
http://happynewyear.ru/how/default.asp?id_articles=10
http://www.cooking-book.ru/library/prasdniky/rus_newyear.shtml
http://www.vologda.ru/~dedmoroz/kolleg.htm
http://www.valor.narod.ru/NY.html

Хостинг от uCoz