Rambler's Top100

Анатолий Тосс. Фантазии женщины средних лет. Роман.: М., Изд. Дом «Элиот», 2006.

Эделева Елена


У меня нет сомнений, что практически у всех, кто прочитает эту книгу, останется о ней самое приятное впечатление. И не только от сюжетной линии – блестяще разработанной, не просто интересной, а даже захватывающей, но и от великолепного языка, которым написана эта книга. Есть в ней что-то от прозы Франсуазы Саган – пласты женского мира, женского самосознания вскрываются так мастерски, что с трудом понимаешь – как это мог написать мужчина? Есть в книге и откровенная, опять же – мастерски выписанная, эротика, отсылающая своим воздействием к незабвенной «Эммануэль». Так и хочется спросить автора: «Откуда ты знаешь, что именно это чувствует женщина? Откуда?!»

«Однажды он попробовал поцеловать меня, и это сразу всё окончательно решило. Ничего более безвкусного, пресного я не ощущала. Я подумала, что могла это предвидеть. Ведь губы рождают слова, и если слова нудны, то и губы нудны тоже. Отсюда закономерность: если человек скучно говорит, то и скучно целуется, а если рассуждать дальше, то и скучен в остальном. А значит, нетрудно определить заранее» - цитирую именно этот абзац книги, потому что он знаковый для меня: терпеть не могу занудства во всех его проявлениях. И вот этого недостатка книга Анатолий Тосса лишена полностью. Читая «Фантазии женщины средних лет» вы словно бы проживаете вместе с ней ещё одну жизнь – ту, которую он для этой женщины написал. Он написал эту жизнь для неё, но ощущение – что и для нас тоже. И мне нравится это ощущение. И мне нравится, что в последних строках Анатолий Тосс оставляет своей героине будущее и ставит многоточие. Оно даёт нам, читательницам книги, простор для фантазий. Это дорогого стоит.


Эльфрида Елинек. Алчность: Развлекательный роман. – СПб., Амфора, 2006 г .

Эделева Елена


Она посмеялась над нами, Эльфрида Елинек, когда подзаголовком к своему роману поставила: «развлекательный роман». Он в такой же степени развлекательный, в какой развлекательной может быть смерть. А вот основное название отражает суть книги точно – этот роман об алчности. Об алчности и разложении, которые меняют не только отдельных людей, но жизнь всех, кто с ними соприкасается.

На самом деле, это очень страшно – читать роман Елинек. И даже не потому, что в нём много жестокости и безысходности. Этим нас, получающих такие порции ежедневно с экранов телевизоров и страниц прессы, не удивить. Страшно то, что в романе слишком много обнажённой правды. Разумеется, эта правда несколько сублимирована, но её так много, что книга эта перестаёт быть просто романом – она становится хроникой современной жизни, со всеми отсюда вытекающими.

Противостояние женского и мужского начала по Елинек и вовсе выглядит без малейшего налёта оптимизма:

«Люди по большей части хотят быть просто богатыми, большего они вовсе не хотят. Женщины же, напротив, хотят любви (…). Вообще женщины предпочитают жить в монокультуре, то есть давать возделывать и засевать их маленькое поле одному-единственному, вот потому на них и растёт всегда одно и то же, а для избранника этого всегда мало. Или ему приелось, он чувствует себя ущемлённым, он хочет чего-то другого, от кого-то другого».

Я не знаю, можно ли из романа сделать вывод, что своё поле надо засевать не только для одного- единственного, чтобы в один далеко не прекрасный момент не очутиться в ситуации, которую Елинек предрекает: «И они бросались в его объятия, хотя я их предупреждала, женщин, что пора кончать и отлепляться, пока клей не высох, а теперь от него осталась только одна стена, на которую они хотели повесить его портрет, да не успели, он слинял». Наверное, всё-таки, есть (и немало) примеры совершенно другого свойства – положительные, со счастливым так сказать финалом. Но если уж ситуация далека от идеала, надо находить в себе силы, выражаясь языком популярной песенки, «послать его на… небо за звёздочкой», а не кончать жизнь самоубийством.

Впрочем, к трагичному финалу эту конкретную женщину, героиню романа – Герти, привела не только несостоятельность в любви, но и окружающая её действительность – замкнутый круг мещанства и обособленничества, когда находящихся рядом людей мало интересует жизнь и проблемы соседей. Это очень грустное явление – когда люди не имеют желания оказать ближнему психологическую помощь и поддержку, но, увы, встречающее всё чаще. Сама ли Герти виновата в этом, или так сложились жизненные обстоятельства? На мой взгляд – есть и то, и другое. Поэтому, закрывая книгу, хочется тут же набрать номер телефона друзей-подруг, услышать их голоса, совершенно тривиальный, но такой, оказывается, нужный в жизни вопрос: «У тебя всё в порядке?»

Хостинг от uCoz