Rambler's Top100

Евгений Гришковец. Асфальт

Эделева Елена


Я знаю людей, которые к творчеству Гришковца относятся с пиететом. Знаю и тех, кто считает его занудой, сама отношусь к их числу. Помнится, очень раздражали его пассажи, слышанные с экрана телевизора по каналу СТС – вроде бы ничего особо раздражающего в его словах и не было, но та интонация, с которой он говорил обычные какие-то слова, заставляла судорожно искать пульт, чтобы выключить звук.

И тут я купила разрекламированную книжку «Асфальт», заплатив за неё, между прочим, кровные 245 рублей. Оправдать эти траты могу только тем, что имею возможность написать вам, дорогие читатели, своё мнение о книге. Так вот, на мой взгляд, книжка тех денег, которые я за неё заплатила, не стоит. Ни о чём книжка, хотя и достаточно толстая. Ещё одна в ставшей популярной тематике «герой нашего времени». Этакое повествование  «из жизни нашего городка». В принципе, сказать, что книжка совершенно нечитабельна, я не могу. Всё ж таки уровень Гришковца как писателя однозначно выше всяких там робски и минаевых вместе взятых. И словом он владеет, и мысли в книге вполне адекватные, некоторые, может быть даже, над чем-то заставляющие задуматься: например, над ролью  случайностей в нашей жизни. Однако, Гришковец и в прозе не в силах изменить своей занудливой манере. А уж это многословное бытописание! Честное слово, то, о чём идёт речь в книге, можно уложить в половинный от существующего объём совершенно не в ущерб содержанию.

Что ещё оставило в недоумении – так это оборванная нить судьбы Юлии. Хотелось сказать автору – если уж начал, доводи до конца. Возможно, Гришковец хотел именно так: в конце концов, мало ли в нашей жизни таких вот ситуаций не прояснёнными остаются. Но вот ведь какая штука: складывается впечатление, что Гришковец, скорее всего,  просто не смог придумать, чем эту ситуацию завершить, поэтому заменил выяснение обстоятельств гибели человека на гневную проповедь прокурора, брата главного героя, в адрес самоубийц: вроде как нет никакого оправдания людям, выбирающим этот путь, потому и копаться в мотивах их ухода нет никакого смысла.  Но у человека для акта ухода из жизни всегда есть мотив. И как раз одна из задач литературы состоит в том, чтобы выявлять скрытое – для того она, литература, и существует, а совсем не для того, чтобы бытописать невымытый стакан или ведущий вправо руль у машины, которые в общем замысле этой книжки элементы однозначно лишние, вставленные разве только для придания сочинению нужного для авторского гонорара объёма.

Не могу не отметить удачно выбранное название книги. Вот где-где, а в этом суть излагаемого высвечивается абсолютно верно: серый, местами - с выбоинами, на которых трясёт, местами – гладкий, на котором засыпаешь, текст, от расставания с которым испытываешь облегчение.

Хостинг от uCoz