Rambler's Top100

Анна Гавальда. Мне бы хотелось, чтоб меня кто-нибудь где-нибудь ждал. Сборник новелл. – М.: ИД «Флюид», 2007.

Эделева Елена


Сборник новелл хорошо известной в мире французской писательницы. Только на первый взгляд они по-житейски просты. Эти короткие жизненные зарисовки поражают своей глубиной. Точно так же, как поражают шедевры – большие и маленькие – Патрика Зюскинда. Точно так же, как потрясает проза Франсуазы Саган. Обыкновенную жизнь обычных людей Анна Гавальда показывает нам с такой проникновенностью и так ненавязчиво, без морализирования и нажима, что ты понимаешь – это то самое настоящее искусство, которое есть сама жизнь. Только природа способна создавать подлинные шедевры, смешивая краски так, что каждый рассвет или закат, каждый дождь или солнечный день становятся для умеющих видеть ежедневным откровением. И только поистине талантливому человеку доступна возможность обычными словами рассказать обычную историю так, чтобы читатель испытал потрясение. У Анны Гавальда это получилось.

«Мне бы хотелось, чтоб меня кто-нибудь где-нибудь ждал».

Что может быть проще этих слов? И что может быть глубже и проникновеннее?


Соловьёв В. POST MORTEM. Запретная книга о Бродском. Фрагменты великой судьбы: роман с автокомментарием. – М.: Наталис; Рипол Классик, 2006.

Эделева Елена


Неоднозначная книга получилась у известного писателя В. Соловьёва. Очень пристрастная, очень личная – во взгляде на Бродского. Наверное, это и объяснимо: портрет такого неоднозначного, великого и талантливого человека, написанный, опять же, другим очень талантливым человеком, и не может быть непристрастным. Иначе, выхолощенный от личных эмоций, он перестаёт быть портретом.

В основе романа – любовная история Иосифа Бродского. Его первая любовь. Та, что прошла через всю его жизнь. Любовь, ставшая для Бродского настоящей душевной катастрофой. Та, что разломила его жизнь пополам – любовь к Марине Басмановой.

«До сих пор, вспоминая твой голос,

я прихожу в возбужденье…» - признаётся поэт спустя годы, уже 10 лет живя в эмиграции, вдали от Петербурга и любимой женщины (ИБ, Элегия, 1982 г .)

Это та самая ситуация, когда «любовь больше и дольше объекта и субъекта любви».

Книга написана от лица женщины. И этот авторский приём срабатывает точнейшим образом – страстность повествования достигает накала высочайшего.

В романе, разумеется, не только любовная история. Здесь ИСТОРИЯ. «Миллион терзаний» - так, наверное, можно было бы назвать жизнь поэта. Миллион терзаний во многих сферах жизни. Его отношения с женщинами, друзьями, соратниками по перу, его отношения с действительностью. Его отношения с жизнью и творчеством.

Как говорит В. Соловьёв в комментариях: «Поэт такого масштаба, как ИБ – лучший русский поэт не только моего поколения, но и нашего времени, - не нуждается в снисходительной критике, тем более один из его самых неотвязных, навязчивых сюжетов последнего времени – изношенность жизни, её обречённость на повтор, упадок, распад. Своим отношением к жизни поэт сам подсказывает читателю, как относиться к его поэзии:

Только пепел знает, что значит сгореть дотла.
Но я тоже скажу, близоруко взглянув вперёд:
не всё уносимо ветром, не всё метла,
широко забирая по двору, подберёт.
Мы останемся смятым окурком, плевком в тени,
под скамьёй, где угол проникнуть лучу не даст,
и слежимся в обнимку с грязью, считая дни,
и перегной, в осадок, в культурный пласт.»

Приходится всё время себе напоминать, что эта книга, хоть и насыщенная цитатами из Иосифа Бродского, всё же не является автобиографией – настолько живо, ярко и лично она написана. Настолько, что появляется ощущение со/жизни, сопричастности к судьбе поэта.

«Не пойми меня дурно.
С твоим голосом, телом, именем
ничего уже больше не связано;
никто их не уничтожил,
но забыть одну жизнь человеку нужна,
как минимум,
ещё одна жизнь. И я эту долю прожил.»

Иосиф Бродский

Лукавит Бродский. Ему жизни, чтобы забыть, так и не хватило.

Хостинг от uCoz