Rambler's Top100

Эрнесто Че Гевара. Дневник мотоциклиста. – RedFish , С.-П., 2005.

Эделева Елена


Мы знаем Эрнесто Че Гевара как культовую фигуру мирового политического движения, пламенного борца латино-американской революции и защитника беднейших слоёв населения.

Тем интереснее читать его собственную книгу, посвящённую путешествию Че Гевара с другом по странам Латинской Америки в начале 50-х годов прошлого века. В этой книге он ещё не совсем революционер. Он пока только врач, который вместе со своим другом сначала на старом мотоцикле, а потом, когда мотоцикл выходит из строя, - на попутном транспорте, совершает поездку по Аргентине, Колумбии, Чили, Венесуэле и Перу.

Много интересных деталей о быте и привычках населения этих стран содержится в книге, но называть её в полном смысле слова очень познавательной для путешественников всё же не стоит. Книга интересна, скорее, авторскими пассажами «по поводу» -происходящего и увиденного.

В книге мы видим двух молодых людей, которым интересна жизнь как таковая, во всех её проявлениях.

Очень позабавил эпизод, когда друзья узнают, что они не смогут попасть на вожделенный остров Пасхи, так как транспорт туда ходит только один раз в год:

«Остров Пасхи! Воображение сдерживает свой возносящийся полёт и начинает кружить вокруг этого загадочного места: «Там иметь белого жениха для местных – почёт». «Там работа не волк, всем занимаются женщины, а мужчины знай себе едят, спят да их ублажают». Чудесный остров с идеальным климатом, идеальными женщинами, идеальной едой, идеальной работой – блаженно несуществующей».

Однако, Эрнесто Че Гевара не стал бы, наверное, тем, кем он стал, если бы даже в совсем молодом возрасте не видел и не оценивал социальных проблем, которые были в обществе.

Навестив тяжело больного человека, он не просто описывает тяжесть ситуации, но и анализирует причины её:

«…приспособление к среде приводит к тому, что в бедных семьях к человеку, не способному зарабатывать себе на существование, относятся с плохо скрываемой язвительностью; с этого момента он перестаёт быть отцом, матерью или братом, превращаясь в отрицательный фактор в борьбе за жизнь, и как таковой становится предметом ненависти со стороны здоровых родственников, которые воспринимают его болезнь как личное оскорбление. Здесь, в этих последних мгновениях жизни людей, которые не привыкли заглядывать дальше завтрашнего дня, коренится глубокая трагедия, общая для пролетариев всех стран; в этих умирающих глазах сквозит униженная просьба о прощении, а также зачастую безнадёжная просьба об утешении, которая теряется в пустоте, как скоро затеряется и их тело в величии окружающего нас чуда. (…) …пора правительствам уделять меньше времени пропаганде своих добродетелей и уделить больше, намного больше денег решению общественно полезных задач».

Заканчивается книга так, как и должна заканчиваться книга будущего культового героя не одного поколения молодёжи:

«…я знал, что в минуту, когда могущественный, правящий миром дух одним мощным ударом рассечёт всё человечество на две непримиримые партии, я буду с народом и знаю это потому, что он заточён в ночи, которую я, эклектичный прозектор доктрин и психоаналитик догм, завывая как одержимый, буду брать приступом и вести под неё подкопы, обагрю своё оружие в крови, обезумев от ярости, буду рубить головы побеждённым. (…) Я изготовляюсь к схватке, превращая своё существо в жертвенник, чтобы в нём отозвался трепетом новых надежд звериный вой победившего пролетариата».

И к этому мало что можно добавить.

Хостинг от uCoz