Rambler's Top100

Пауло Коэльо. Ведьма с Портобелло. – М.: ООО Издательство «София», 2007.

Эделева Елена


Если отбросить множество слов, заполнивших страницы этой книги, суть рассказанного Пауло Коэльо сведётся к следующему: не бойтесь менять себя и свою жизнь, не бойтесь отступать от догм и канонов, навязываемых вам другими людьми и обществом. Станете ли вы при этом счастливыми? Спорный вопрос. Если говорить об общечеловеческом понимании этого слова – вряд ли. Покоя и безмятежности на этом пути не бывает. Но, наверное, в свободе выбора тоже есть особого рода удовольствие – идти по своему пути, уверовав в своё предназначение, - которое тоже можно обозначить словом «счастье».

Во всяком случае, в посыле «заполнять пробелы», существующие в жизни, есть рациональное зерно. И главная героиня книги пытается это сделать. Её поиск любви – в широком и узком смысле этого слова – именно такая попытка:

«… любовь есть. Без уточнений и определений. Люби – и не спрашивай. Просто люби».

Как всегда, во всех книгах Коэльо, здесь много умных мыслей и рассуждений. Они порой кажутся немного наивными, немного «не от мира сего», немного не имеющими к реальной действительности никакого отношения, но от этого они не становятся менее умными. Принимать или не принимать их – воля читающего. Мне, пожалуй, близка вот эта молитва цыганского кузнеца: «Боже мой, Мать моя, не отступайся, пока не придашь мне форму, желанную тебе. Делай, как сочтёшь нужным и столько времени, сколько понадобится, - но только не выбрасывай меня в груду никчемных душ». Последние слова особо значимы для меня: увидеть себя в груде выброшенных никчемных душ было бы очень грустно.

P.S. В качестве ремарки издательству: когда речь идёт не о романах-однодневках, читаемых в общественном транспорте или на пляже, хотелось бы более качественной работы переводчика и редактора. Все эти «ибо», так часто употребляемые в связке предложений, а также откровенные ошибки в пунктуации и смысловые (к примеру, «хлеб, испечённый из бездрожжевой муки») в случае с романами Коэльо раздражают (речь же идёт о книге умной, не так ли?). Бездрожжевым может быть тесто, мука – по определению ингредиент, так же, как и дрожжи, составная часть теста, из которого пекут хлеб. А от «ибо» просто напросто хочется банально хихикать: вспоминается незабвенный Остап Бендер. Но ведь там совсем другая история…


Евгений Клюев. Книга теней. – М.: ИД «Гаятри»

Эделева Елена


Я очень люблю прозу Евгения Клюева – она изумительна. Чтение его произведений сродни наслаждению гурмана от изысканных блюд: здесь всё точно выверено, каждое слово, каждая деталь, каждый образ – ничего лишнего и пустого, написанного только для заполнения страницы. Среди тонн макулатуры, продающейся в магазинах, книги Клюева – настоящие жемчужины, подтверждающие: не всё в этом мире мишура и фальшивка.

Фантасмагория в «Книге теней» - отражение реальной жизни. Именно она, жизнь, порой подбрасывает нам ситуации и сюжеты, которые редко «выдаёт на-гора» собственное воображение. А когда такое случается, не каждый из нас находит в себе силы оценить их значимость – они вполне способны изменить течение нашей жизни; течение, к которому мы уже приноровились. Поэтому мы так спешно отворачиваемся от «знаков», которые посылает нам жизнь – мы не умеем их воспринимать.

«Быстро мы живём, мальчик. Если бы мы жили не так быстро, мы могли бы заметить кое-что… кое-что интересное. Но мы действуем как бы наизусть, то есть пробегаем нашу жизнь, проборматываем, не вдаваясь, что называется, в частности, в подробности каждой ситуации, которую посылает нам судьба». Клюев повторяет эти слова на протяжении всей книги, как это делает хороший учитель для закрепления пройденного материала в начале каждого урока. Писатель пытается достучаться до сердец читателей: «…очень желательно осмотреться, помедлить… вкус, я бы сказал, ощутить».

Это не так уж просто, как кажется – помедлить. Ритм нашей жизни часто остановок не предполагает: «и вечный бой, покой нам только снится», как поётся в песне. Но! Нет ничего вечного. «Однажды всё началось и однажды всё кончится – более точных ориентиров нет», - говорит нам Клюев. И «бой» наш когда-то кончится. К сожалению, иногда – с последним вздохом. Не обидно ли в этот момент понять, что кроме боя ты ничего в жизни не видел и не понял? Не удивился оттенку розового на закатном небе – некогда тебе небо разглядывать. Прошёл мимо замерзающего котёнка (всех бездомных кошек не подберёшь!), а это, возможно, единственное существо, для которого ты мог бы стать «Богом». Оставил без внимания хамскую выходку пьяного подонка, оскорбившего женщину (своих забот хватает, а здесь и по морде схлопотать можно!), а ведь мог стать героем, рыцарем в её глазах…

Много этих «не удивился, прошёл, оставил…» бывает в нашей жизни. И многое, мимо чего мы быстро-быстро прошли, могло нашу жизнь, нашу сущность, наше осознание себя как личности изменить, улучшить. А мы – мимо…

Роман Евгения Клюева заканчивается на оптимистической ноте. Писатель верит в своих читателей: «За счастливый финал! И люди взглянули на тени – и каждый нашёл свою среди многих и протянул к ней руку с поднятым бокалом… И послышался звон бокалов о тени-бокалов – автор клянётся жизнью, что слышал этот звон».
За счастливый финал!

Хостинг от uCoz