Rambler's Top100

Бегбедер Ф. Идеаль.:  Роман – М.: Иностранка, 2007г.

Эделева Елена


Так получилось, что первую рецензию на этот роман я прочитала до того, как он попал мне в руки. Эта рецензия была разгромной. Автора обвиняли едва ли не во всех смертных грехах, но более всего  в ней звучала ничем не прикрытая, и даже явственно демонстрируемая обида за Россию. Конечно, Россия в романе «при делах» - действие происходит на наших необъятных просторах. Но обижаться на автора за те нелицеприятные моменты, которые нашли отражение в романе, право же, смешно – можно подумать, что их в нашей жизни нет. Гротеск же в изображении – это Бегбедеру в принципе свойственно, а гротеск в изображении закулисья модельно-олигархической жизни тем более оправдан самим характером существования этих персонажей в жизни современной России. А то мы с вами не знаем, какими путями попадают молодые девочки в модельный бизнес и куда, чаще всего, потом – в содержанки к богатым, власть имущим или бандитам, что часто одно и то же, к сожалению...

Циничность Бегбедера ничуть не больше циничности российских его клонов. А уровень  его литературного мастерства нашим доморощенным «минаевым», что называется – и не снился. Бегбедер – настоящий. И о любви, например, он пишет без всякого стёба – пронзительно и точно:

«Глядя на неё, хотелось глубже вдохнуть, или стать воздухом, проникнуть в её лёгкие и выйти через нос в виде углекислого газа, или взмыть к солнцу, но не чайкой, а человеком, который, взмахнув стремительно руками, вдруг оторвался от земли, потому что это любовь.

Её губы, словно бабочки, собирали мёд между носом и подбородком. Вы возразите мне, что мёд собирают не бабочки, а пчёлы. А я вам отвечу: заткнись, дорогой зампатриарха, ты просто её не знаешь, потому что с Леной бабочки собирают мёд, ягнята рычат, орлы воют, а крапива вопит, и точка.»

И, в отличие от героев  тех же «минаевых», герой Бегбедера, приехав в Россию, «беспрестанно задавал себе один и тот же вопрос: как низко я готов пасть?»  «Герои» современной России вопросами, увы, не задаются – они просто падают, и чем ниже, тем с большим кайфом.

Пассаж по поводу передвижений по Москве на лыжах, смутивший, в том числе, рецензентку – не более, чем отсыл к набившему оскомину «русскому медведю». Ну, нет сейчас в Москве медведей на улицах! Медведей нет, а дремучести самосознания – не вычерпать. Так что лыжи – просто символ «русского характера». Да и чем плох символ? Можно воспринять как призыв к здоровому образу жизни, например.

«Уходить  от неприятных вопросов – работа с полной занятостью» - говорит Бегбедер. В этом смысле российские граждане преуспели. Так стоит ли сетовать на зеркало за то, что рожа крива?

Хостинг от uCoz