Rambler's Top100

Дина Рубина. На солнечной стороне улицы. Роман. – М.: Эксмо.

Эделева Елена


«Она была влюблена в сам материал, в интенсивность цвета, в массу самого красочного слоя, который, через световое излучение, - тайной древних, генетически дарованных нам, но позабытых, веками запертых, инстинктов, - заряжает и зрителей, и самого художника. Часто, работая, она переставала даже думать, её вели ощущения; чудилось, что через вязкое месиво растёртых и претворённых в краску природных веществ, через кружение кисти ей вот-вот станут доступны и понятны излучения далёких звёзд, цивилизаций, забытых человеческих знаний» - это цитата из новой книги Дины Рубиной. Книги, замечательной во всех отношениях. А процитированные строки, на мой взгляд, отражают и творчество писательницы в целом, и эту конкретную книгу: эмоциональное потрясение от неё столь велико, что трудно поддаётся рецензированию. Да она и не нуждается в рецензии, эта книга. Она просто достойна того, чтобы быть прочитанной многими. Рубина настолько влюблена «в сам материал, в интенсивность цвета, в массу… слоя», что остаться равнодушными вы не сможете.


Сергей Минаев. Духless: повесть о ненастоящем человеке. – М.: Изд. АСТ., 2006г.

Эделева Елена


При всей тяге автора к философствованию и попытке анализа – определённого отрезка времени и его героев – при чтении этой книги не оставляет стойкое ощущение, что она является чисто коммерческим предприятием. Не аналог примитивного романа « Casual » Робски, конечно, но… в общем, не далеко ушедшей.

Амбициозно название и основная идея книги - бездуховность. И вроде бы сарказм звучит в пассаже о том, что «Вся жизнь мумий состоит из трёх «Д»: девочки, деньги и дилеры», сдобренной четвёртым «Д» - депрессией. И есть в этой повести некоторые не без юмора написанные абзацы. Но, говоря языком автора – всё это не вставляет. Всё это слишком затаскано и растиражировано.

Ещё раздражает в книге обилие ненормативной лексики. Я почти не сомневаюсь, что определённая часть общества разговаривает таким образом – вставляя мат к месту и не к месту, отражая им все свои эмоции. Но я не считаю, что для литературного произведения это во благо. Скорее даже – наоборот: раздражает и утомляет. Эта ситуация очень напоминает поговорку о ложке дёгтя в бочке мёда, только в данном случае речь, скорее, идёт о бочке дёгтя с ложкой мёда. И в первом случае продукт малоупотребим, но во втором же – просто отрава. Тем более, что в массовом употреблении этих слов нет никакой мало-мальски значимой необходимости. Если только автор, вопреки своей заявке на разоблачение жизни «ненастоящих» людей, не ставил своей целью вдолбить гражданам, малосведущим в тусовочной жизни, что такое жить круто: мат - дорогие шмотки - «кокос» - е*ля… и так далее, но и: скука – пресыщенность – депрессия - отсутствие настоящих дружбы и любви…

Всё это очень напоминает известную формулу: богатые тоже плачут. Формулу, давно набившую оскомину.

Сергей Минаев написал в своей книжке фразу: «И вот поэтому ближайшие двадцать минут мы будем заполнять вакуум своими банальностями». Он заполнил ими почти 350 страниц. Многовато, не правда ли? Если у вас есть свободное время для чтения, то не стоит брать в руки «Дух less ». Есть гораздо более приятные (и уж точно – гораздо более полезные) книги.


Голден Артур. Мемуары гейши. Роман. – М., СТОЛИЦА-ПРИНТ.

Эделева Елена


Читатель, соблазнённый названием книги и предполагающий, что она содержит в себе некую «клубничку» или хотя бы просто эротику, будет разочарован: в этой книге их нет. Совсем. Зато всем, кто интересуется культурой и обычаями Страны восходящего солнца, книга, несомненно, будет интересна. Причём, интересна не только в узкой (и очень закрытой от посторонних глаз) области взаимоотношений гейш и их клиентов, но и как почти документальное исследование жизни японского общества двадцатого столетия.

Автор книги – искусствовед, специалист в области истории Японии. И талантливый писатель. Эти качества позволили ему создать роман, в котором виртуозно выведены характеры, тщательнейшим образом прорисована картинка и абсолютно точно выбраны тон и стиль повествования. Очень трудно отделаться от мысли, что роман - действительно мемуары, написанные женщиной. Дневниковые записи, а не плод писательского вдохновения.

В некотором смысле книга является ещё и историей любви. Я говорю – в некотором смысле, потому что история эта мало похожа на традиционную love story . Я бы, скорее, сказала, что это история Встречи, которая стала единственным лучиком света в окружающей героиню безысходной тьме, единственным лучиком надежды на счастье.

И только happy end этой истории превращает историю Встречи в историю Любви.

«Мы, подобно воде, течём по жизни с горы примерно в одном направлении до тех пор, пока не столкнёмся с чем-то, кардинально меняющим наше направление».


Эльфрида Елинек. Дети мёртвых. Роман. – С-Пб., Изд. «Амфора», 2006г.

Эделева Елена


Наверное, с точки зрения толерантности надо было бы сказать, что этот роман создан умом изощрённым (впрочем, простому уму написание такого рода текста недоступно априори).

Я, однако, будучи абсолютно свободна в своих оценках, скажу, что роман этот написан умом извращённым. И это вряд ли можно посчитать преувеличением. Владение словом у Елинек не просто мастерское, а почти совершенное, но направлено это умение на столь тёмное в человеке, что при чтении романа постоянно пребываешь в недоумении: ради чего всё это написано? Разумеется, мерзостей и мерзавцев в нашей жизни хватает. Но искоренить их литературой подобного толка нельзя – мерзавцы ЭТО не читают. Нормальному же человеку приходится в буквальном смысле преодолевать тошноту – ассоциации Елинек, зацикленной на сексе и половых признаках людей, шокирующи. Ковыряясь в гениталиях и человеческом дерьме пальцем (членом, сучком и т.п.), Елинек подсовывает это зрелище своему читателю: не хотите ли червячка от мертвячка? Вот он, вчерашний (и не только вчерашний) живой совокупляется с соседкой (соседом) по миру мёртвых… Утратившее жизнь мясо расползается и воняет? Да, конечно… но сейчас, в эту минуту, он спазмирует и пахнет спермой…

«Молодой умерший тычет голову Гудрун между своими ляжками, клочьями слезает кожа с ушей Гудрун, и не от безумной любви, а от безумства этот заново оживший бросает её ртом на свой заново оживший член, который отнял у Эдгара Гштранца, как я вижу. Теперь в ход пойдёт последний огурец. Это надо видеть! Слышать и говорить – два сапога пара, я ведь и сама всё знаю только понаслышке да изустно». - это цитата из книги Елинек.

И ещё одна – так сказать, для закрепления эффекта:

«Белые ноги молодой мёртвой (…) можно поджать под себя (…) и тогда можно вогнать ей сук в дыру, бум-м, и вот из мирного покрова светлых волос вырастает деревце. (…) Я наклоняюсь над моими мыслями вперёд и пытаюсь потянуть за сухой сук, но тут же мне на встречу идёт получеловек, этот промежуточный предмет между здесь и там. Складки кожи откидываются, как в книжке-раскладушке. Панорама плоти, перед которой становятся на колени, чтобы всунуть в щель новый слайд и увидеть больше, ещё больше, увидеть всё».

И складывается у меня впечатление, что о сексе - как проявлении любви, автор знает только «понаслышке да изустно», иначе на более шестистах страницах книги не стремилась бы с таким остервенением избавляться от комплексов, связанных с ним. И с маниакальной настойчивостью, достойной лучшего применения (во всяком случае – применения в лучшей области) , пытается «всунуть в щель новый слайд и увидеть больше, ещё больше, увидеть всё».

В анонсе Т.Набатниковой, данном к этой книге, написано: «Реплики Снежной королевы литературы Эльфриды Елинек точны и жестоки, как ланцет патологоанатома или бритва её Пианистки. Елинек овладела термоядерной плазмой языка, она как ведьма варит волшебное варево, и равных ей в этом нет».

Согласна. Реплики Елинек и точны, и жестоки. И «термоядерной плазмой языка» она владеет. Но именно – как ведьма. И варит не «волшебное варево», а чудовищное по своей сути варево.

«…и равных ей в этом нет».

P . S . Ради справедливости должна всё же сказать, что в книге Елинек есть и нормальные человеческие мысли. Одну из них приведу, не как аргумент в пользу чтения этого романа, а просто как понравившуюся мысль:

«Люди любят своими внутренностями, но жить они любят с красивой наружностью и с мозгами, в которых побуждения сменяются чаще, чем на телеэкране, поэтому в голову людям всегда приходит что-то новое, чем бы им помучить друг друга».

Хостинг от uCoz