Rambler's Top100

Постскриптум про Пелевина

Дмитрий Танько


Иногда полезно читать не только книги, но и об их авторах. Именно поэтому мы в рубрике полезное пометили статью Дмитрия Танько о В. Пелевине.

Силён тот, кто валит, но сильнее тот, кто поднимает.
Французская народная пословица .

Застой крови ведёт к болезни, застой мысли – к глупости.
Китайская народная пословица.

Известный творец и мэтр отечественной литературы Виктор Пелевин родился 22 ноября 1962 года в Городе-герое Москве. Родители будущего писателя были интеллигентами, относящимися к преподавательскому сословию. Мать Пелевина, Зинаида Ефремовна Семёнова, преподавала английский язык, а отец, Олег Анатольевич, работал на военной кафедре МВТУ имени Баумана. В 1979 Пелевин закончил среднюю английскую спецшколу №31, располагавшуюся в Леонтьевском переулке. Наряду с Пелевиным в элитарном учебном заведении обучались дети знаменитых артистов, художников и министров. В школьные годы Пелевин водил дружбу с будущим художником Александром Мессерером и Алексеем Трушиным, который впоследствии стал журналистом.

Летом 1979 года Пелевин поступил в МЭИ на факультет электрооборудования и автоматизации промышленности. В 1985 году он окончил институт с отличием и был принят на должность инженера кафедры электрического транспорта. Спустя два года Пелевин сдал экзамены в аспирантуру, где проучился до 1985 года, но защитить диссертацию ныне популярному автору было не суждено, поскольку он сменил вид деятельности и род занятий.

В 1988 году Пелевин подал заявление о приёме в Литературный институт имени М. Горького, на заочное отделение. Вступительное сочинение Виктора Олеговича Пелевина называлось “Тема родины в поэзии С. Есенина и А. Блока”, в котором двадцатишестилетний молодой человек затронул патриотическую риторику с ярко выраженными акцентами мистики и колдовства. После пяти лет обучения в Литературном институте Пелевин сделал для себя неутешительный вывод: “Все студенты института хотели только наладить связи. Сейчас эти связи мне не нужны, и даже как-то странно об этом вспоминать. Связи - это было целью”. В Литературном институте Пелевин посещал семинары известного литературного критика М.П. Лобанова, который в последствии довольно сдержанно отозвался о творческих потугах бывшего студента. В процессе получения второго высшего образования Пелевин подружился с молодым прозаиком Альбертом Егазаровым и поэтом Виктором Куллэ. Егазаров занимался бизнесом, довольно успешно торгуя редкими компьютерами. В последствии Пелевин разбавит в мифе собственной биографии некоторые моменты из жизни Егазарова: “Напишите, что я спекулировал компьютерами. Компьютерный спекулянт…”. На деньги, заработанные от продажи компьютеров, Егазаров, Пелевин и Куллэ организовали книжное издательство “Миф” / “День”, которое располагалось в институте имени Горького в помещениях бывшего комсомола. Издательством руководил Егазаров, а Пелевин и Куллэ были его заместителями по прозе и поэзии. Долгое время трое друзей работали над проектом “Красная магия”, в котором советское общество представлялось единственным ритуальным. Однако этому проекту не суждено было сбыться. А 26 апреля 1991 года по приказу № 559 Виктор Олегович Пелевин был отчислен из Горьковского ВУЗа за “отрыв от института”.

Впервые Пелевин опубликовался с подачи известного писателя-фантаста Эдуарда Геворкяна в декабрьском номере журнала “Наука и религия” за 1989 год. Тогда свет увидел его рассказ “Колдун Игнат и Люди”. С того же года ПВО активно сотрудничал с различными газетами и журналами, выходящими в Москве (1 год работал штатным корреспондентом журнала “ Face to Face ”). В тот период Пелевин контактировал с известным магом Виталием Ахрамовичем и занимался гаданием по рунам.

Истинную известность культовый писатель приобрёл после журнальных публикаций: повести “Омон Ра” (1992), рассказа “Бубен верхнего мира” (1993), романов “Жизнь насекомых” (1993), “Чапаев и Пустота” (1996). Бестселлер “ Generation «П»”, в последствии ставший самым знаменитым произведением автора, появился в 1999 году. После вышло ещё 5 романов (“ДПНН ( NN )”, “Священная книга оборотня”, ”Шлем ужаса”, “Числа”, ” Empire V ”), не считая многочисленных сборников с рассказами (“Синий фонарь”), повестями (“Жёлтая стрела”, “ Затворник и Шестипалый ”, “Принц Госплана”) и эссе. В книгах Пелевина реальность тесно переплетена с фантасмагорией, стиль динамичен, времена смешаны, смысловая нагрузка при максимальной интеллектуальности не подавляет читателя. Его проза соединяет в себе массовость и элитарность, острую современность и погружённость в реалии прошлого, рассмотренного с весьма эксцентричной точки зрения. Пелевин применяет в своей прозе приёмы специфичные для жанра фантастики, хотя в целом его творчество не укладывается в конкретные жанровые рамки, поскольку произведения Пелевина многослойны, значительной составляющей в них является мистика и эзотерика, сочетающая в себе доверительность тона повествования, насыщенную философической проблематикой; характерна также асоциальность, использование форм поп-культуры, пропитанной антикоммунистическим пафосом, а также отсутствие обращения автора к читателю в традиционном виде, посредством художественной формы. Основное содержание большинства произведений Пелевина составляет описание состояний сознания, воспринимающего представленную картину мира в качестве реальности; некоторые литературоведы указывают на проповеднический характер его прозы. Описание сознания у Пелевина восходит ко многим мотивам трансцендентальной философии и буддизма (например, роман “Чапаев и Пустота”). Почти во всех ключевых творениях Пелевина центровые персонажи пребывают в наркотическом трансе: поедают галлюциногенные грибы и нюхают кокаин. Тем не менее, пелевинские тексты пользуются популярностью у критиков и рядовых читателей. Более того, литературным трудам Пелевина 9 раз присуждались отечественные и международные премии. Книги Пелевина печатаются в США, Англии, Германии, Франции, Голландии, Японии, Китае и других странах. А во Франции Пелевина вообще называют “новым Гоголем”, притом, что французский читатель познакомился с его творчеством только в 1995 году.

В конце 2007 года в кинотеатрах появится новый фильм режиссера Виктора Гинзбурга, кинокартина, снятая по роману Пелевина “ Generation «П»”, будет называться “ Wow ”. Также в 2007-м начнутся съемки полнометражного фильма “Мизинец Будды”, по мотивам знаменитого романа Пелевина “Чапаев и Пустота”. Съемки по сценарию Тони Пембертона и Вильяма Дженнингса пройдут в Германии и России, главные роли сыграют Жан-Марк Барр и Руперт Френд. Словом, экранизированная экспансия “пелевинщины” несущая за собой крупнокалиберный катарсис, замешанный на культурном шоке, набирает по настоящему космические обороты.

Виктор Пелевин является самым загадочным и известным российским писателем современности. Здесь и сейчас его уже причисляют к классической литературе. За всю свою жизнь он объездил много стран: неоднократно был в Америке и Франции, жил в Германии и Великобритании. Но всякий раз Виктор Олегович неустанно хранил в себе ту огромную неудобоваримую глыбу, которую принято называть Россией. Определённо, теперешняя Россия без Пелевина была бы ненастоящей, иной, бракованной… Однако в данном случае важно другое: был бы сверхиндивид Пелевин без традиционно фирменной русской самости самим собой?

Хостинг от uCoz