Rambler's Top100

Дживан Гаспарян

Миша Смит


Дживан Гаспарян – один из самых знаменитых армянских музыкантов, живая легенда мировой музыки, человек, познакомивший мир с армянским фольклором и музыкой дудука* (см. примечание), родился в небольшой деревне Солаг неподалеку от Еревана в 1928 году. Еще ребенком он начал интуитивно постигать азы музыки, взяв в руки дудук в возрасте 6 лет. Со временем его увлекли и другие музыкальные инструменты, такие как зурна, свирель, кларнет, флейта. Его первые шаги в музыке были совершенно самостоятельными. Рано оставшись без родных, Гаспарян все познавал сам, на практике. Восемь месяцев он учился играть на первом, подаренном ему известным в ту пору в Армении музыкантом Маркаряном, дудуке, просто прислушиваясь к игре старых мастеров, не имея никакого музыкального образования и базы. Но лишь 1948 год можно назвать начальной вехой его музыкальной карьеры. Именно тогда Дживан Гаспарян впервые выступает на сцене Большого театра, в рамках смотра творчества мастеров искусств разных республик. На вопрос одного из членов жюри, что же за инструмент этот «дудук»? Дживан отвечает: "Это инструмент, который девяносто девять раз плачет и лишь один раз смеется".

Удивленный его игрой, Сталин после концерта подарил ему часы «Победа», и Дживана пригласили сыграть на личном банкете. В том же 1948 году Гаспарян вошел в состав Ансамбля Национальной Песни и Танца, и тогда же состоялось его первое сольное выступление с Ереванским Филармоническим Оркестром. В 1956 году Дживан получил свою первую в жизни премию на конкурсе исполнителей на дудуке, и именно этот момент он сам считает отправной точкой своей музыкальной карьеры. В 1959 году Дживан впервые стал обладателем золотой медали Четвертого Международного фестиваля под эгидой ЮНЕСКО. В первый, но далеко не в последний раз. Второй медали он удостоился в 1962 году, после третьей, полученной им в 1973, правительство Армении удостоило его звания «Народного артиста Армении». В 1980 он получил награду в четвертый и возможно не последний раз. Но мировая известность пришла к музыканту не сразу. В 1988 году английский музыкант Брайан Ино (Brian Eno), во время приезда в Москву случайно услышав его игру, приглашает Дживана Гаспаряна в Лондон.

С этого момента начинается новый этап его музыкальной карьеры. Этап, не только принесший ему известность, но и познакомивший мир с армянской народной музыкой. Гаспарян выпускает свой первый альбом «I will not be sad in this world» и посвящает его жертвам землетрясения в Армении. Альбом, в который вошли древние народные армянские песни и баллады, не сразу получил мировое признание. После перестройки Дживан вернулся в Ереван и занял там должность профессора местной консерватории. Но тихая академическая жизнь длилась недолго. Он записывает свой диск на фирме Real World и совместно с Майклом Бруком записывает альбом "Black Rock", начинает свое длительное сотрудничество с Питером Гэбриэлом. Пишет саундтрек к фильму «Последнее искушение Христа» и играет для нескольких альбомов Гэбриэла, два месяца безвылазно проживая на личной студии Гэбриэла.

С этого момента жизнь музыканта резко меняется. Дживан Гаспарян начинает гастролировать по всему миру, он выступает совместно с Кронос-квартетом, Венским, Ереванским и Лос-Анджелесским симфоническими оркестрами, гастролирует по Европе, Азии. Выступает в Нью-Йорке и дает концерт в Лос-Анджелесе совместно с местным филармоническим оркестром. В 1999 он работает над музыкой к фильму «Сейдж», а в 2000-ом году он начинает сотрудничество с Хансом Циммером при работе над саундтреком к фильму «Гладиатор», вплетая в канву мелодии мотивы старинной армянской баллады «Сиреци, ярес таран» - музыки, принесшей ему в 2001 году премию «Золотой глобус». За десять лет он принял участие в создании саундтреков к семнадцати фильмам, среди которых такие картины как «Русский Дом», «Онегин», «Ворон», «Сейдж», «Календарь» и «Доктор Живаго». В 2002 году после 15 лет отсутствия он приезжает в Россию и дает несколько концертов, которые смело можно назвать аншлаговыми. Он еще раз выступает на сцене Большого театра, пригласив для участия в концерте итальянского пианиста Людовико Эйнауди, французского гитариста Патриса Мейера, израильского контртенора Эмиля Зрихана и Сергея Старостина, добавившего в звучание этого нетрадиционного вечера традиционные русские духовые инструменты.

В том же 2002 году на состоявшемся в немецком городе Эссен фестивале WOMEX* (см.примечание) ему вручают престижную премию «Womex Lifetime Achievement Award». В 2003-ем, находясь в Армении, Гаспарян пишет музыку для художественно-публицистического фильма Александра Гутмана, "Фрески", повествующего о жизни Армении после развала СССР и последовавшего почти сразу страшного землетрясения, изменившего всю жизнь ее обитателей. Музыка Гаспаряна из этого фильма была издана на одноименном альбоме в июле 2003 года Санкт-петербургской компанией "Бомба-Питер" (Manchester Files). Его «Армянская сюита» и «Песнь Исхода», музыка, где дудук рыдает в руках музыканта, известна любому ценителю народной музыки Кавказа. В июле 2001 года Гаспарян выступает вместе с Геворгом Дабагян и Араиком Бахтыкяном на Фестивале дудука «Мелодии армянских гор», посвященном празднованию Арменией 1700-летия со дня принятия Христианства. А уже в ноябре того же 2001 он работает с Борисом Гребенщиковым над созданием альбома «Сестра Хаос», увидевшего свет в 2002-ом, - так впервые в звучание «Аквариума» вплетается трагически-печальная музыка дудука.

Творческий путь Гаспаряна, где работа музыканта в ресторане вдруг сменялась сольным выступлением в Большом театре, а кафедра профессора – работой аккомпаниатора, проследить уже не так просто. Он выступает в Московском концертном зале имени Чайковского, выступает в Петербурге на сцене Выборгского ДК, дает концерт в Риге, во Дворце конгрессов, вызвав аншлаг в зале рассчитанном на 1200 человек. В 2004-ом дает концерты в Краснодаре, Владивостоке, Ярославле, Сочи, Мурманске и Новокузнецке. Собирает аншлаг в шеститысячном зале Ереванского Дворца Спорта. Выступает на 7-м стамбульском джазовом фестивале, на фестивале Эксмо-Милениум в Германии. Осло сменяет Гановер, Стамбул – Италию, Бельгию и Бразилию. И прочее, прочее. Количество его гастролей подсчитать уже под силу, наверное, только его агенту или биографу, и тем паче не стоит считать его законченным. На вопрос, почему зарубежных гастролей по миру на порядок больше его редких гастролей в России, Дживан отвечает просто – «Потому что мало приглашают. Если бы пригласили, я бы с удовольствием приехал, потому что очень люблю Россию. Россия - это мой второй дом».

На гастролях и выступлениях ему, как правило, аккомпанирует его ансамбль «Дудук» - в него входят еще два исполнителя на дудуках, предлагающих публике звучание всего их спектра (сопрано, тенор, баритон и бас), а также доол (армянский бубен). Часто используются такие инструменты как кеманча и канун* (см. примечания).

Репертуар Дживана Гаспаряна в первую очередь состоит из традиционных мелодий армянской народной музыки, часто обогащенной трагическим историческим опытом армян прошлого века. Кроме народной музыки, в его творчестве присутствует множество его собственных композиций и аранжировок традиционных мотивов, иногда он исполняет песни на стихи Вахана Дериана и на свои собственные. Музыку, исполняемую Гаспаряном, уже нельзя назвать просто «народной музыкой Армении или Кавказа». Аранжировки, вечные импровизации и личное творчество самого Гаспаряна, чередующиеся с традиционной музыкой, дошедшей до нас через века как культурное наследие армянского народа, часто вызывают критику среди ревнителей чистоты народной музыки. Но вряд ли это умаляет его вклад в нее. Не говоря уже о том, что творчество Дживана Гаспаряна, по его же словам, стоит разделять на две производные: не стоит сравнивать его сольные альбомы с тем невероятным смешением стилей, которое мы видим в его совместных работах с такими музыкантами, как Гэбриэль или Брук. Не стоит воспринимать и оценивать его как музыканта только в контексте world-music и неожиданной моды на дудук, который породила его работа на Западе. Его «экспорт» на Запад армянской народной музыки (более востребованной там, а отнюдь не в наших краях) вызвал там новый всплеск интереса к фольклору и истории Кавказа.

Да, дудук – это отнюдь не только Дживан Гаспарян. И, к сожалению, часто на фоне ставшей культовой фигуры Гаспаряна как-то случайно остаются незамеченными имена его не менее выдающихся коллег по цеху, музыкантов, интересных каждому, кто любит и ценит народную музыку Кавказа и традиции дудука. Такие имена, как Людвиг Гарибян, Геворг Дабагян, Ваче Овсепян, Армен Оганесян, и имена многих других исполнителей на дудуке, полностью посвятивших себя только и исключительно народной армянской музыке. На сегодняшний день многие называют Дживана Гаспаряна живой легендой мировой музыки. Но его вклад в популяризацию армянской народной музыки вряд ли имеет аналоги и, может быть, поэтому к его многочисленным титулам часто добавляют – «хранитель музыкального наследия своего народа». В свои 77 лет, он является профессором Ереванской консерватории и подготовил 70 профессиональных музыкантов, играющих на дудуке. Им записано больше 15-ти альбомов, и уже сложно подсчитать, сколько исполнителей работали в сотрудничестве с ним в разного рода проектах. Сейчас Дживан Гаспарян, почетный гражданин нескольких государств, вместе с семьей постоянно проживает в США и работает на постоянной основе с симфоническим оркестром. В его последних музыкальных планах - совместные концерты с Шер, посвященные памяти Шарля Азнавура. На вопросы о творческих планах, Гаспарян отвечает - «Я хочу открыть школу в Ереване, школу Дживана Гаспаряна, чтобы петь с дудука, потому что мир любит дудук...»

И мир действительно любит этот вдруг неожиданно ставший одним из самых востребованных этнических инструментов. Любит за его трагично-печальное звучание. За неизбывную ностальгию которую пробуждает тоскливый плач дудука, за историю, звучащую в каждой его ноте.

Примечания

1. «Дудук – армянская цилиндрическая флейта, изготовляемая из корня абрикосового дерева. Датируется III веком, неотъемлемая составляющая армянского музыкального фольклора. Его диапазон насчитывает всего одну октаву. Настройка диатоническая и неутвержденная. Выделяют три разновидности дудука, 28 см, с трубкой 9 см длинной; средний размер - около 33 см с трубкой 12 см; и большой дудук – 40 см. с 14 см трубкой. Инструмент отличается крайне легким носовым тембром. В начале 20 века дудук претерпел незначительные модификации и на данный момент существует два его варианта с разницей звучания в один тон. Армянское название инструмента - "тиранапох", и переводится оно буквально как "абрикосовая трубка". Согласно древней легенде, Александр Македонский, впервые увидев и попробовав абрикос, дал ему название – «армянское яблоко», и именно так впоследствии его называли древние греки. И даже на латыни дудук называли не иначе, как «фруктус арменика». Дудук относится к типу двойной трубки, относящейся к категории щелевой трубы. Как минимум два игрока на дудуке могут играть совместно, при этом второй инструмент содержит тоновый гудок, называемый дам, - этого игрока называют «дамкаш». Среди родственников и «потомков» (как это часто бывает) дудука, можно назвать древнегреческий «авлос», грузинский «дудки», японский бамбуковый «хичирики», турецкий «мэй» (попросту несколько видоизмененный и «заимствованный» турками у армян, дудук) и азербайджанский баламан. Но ни один из перечисленных инструментов, не обладает уникальным тембром дудука.

2. WOMEX – международный фестиваль, посвященный мировой, этнической, фольклорной и традиционной музыке любого рода, который проходит в различных городах Европы с 1994 года.

3. Кеманча (кяманча, кельманча), 3-4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Распространен в Армении, Азербайджане, Грузии, Дагестане, а также странах Среднего и Ближнего Востока.

4. Канун (канон или кванун) струнный щипковый музыкальный инструмент по форме напоминающий знакомые многим гусли. Распространён в странах Ближнего и Среднего Востока. Длина 800—900 мм. Корпус плоский. Число струн от 63 до 84. Настройка диатоническая. Звук извлекается плектром, надетым на указательные пальцы обеих рук. В наши дни это популярный в Северной Африке и на Ближнем Востоке инструмент, используемый в армянской, арабской, турецкой и цыганской музыке. По традиции, на кануне, на Среднем Востоке играют исключительно мужчины.

Хостинг от uCoz