Rambler's Top100

Венеция

Эделева Елена


Венеция – это большой театр. Это декорации и реальность, смешанные в разной для каждого пропорции, заправленные соусом «венецианский карнавальный» и поданные вам на золотом блюдечке с голубой каёмочкой, в роли которой выступает окружающая Венецию со всех сторон вода.

Выступать на тех же «подмостках», на которых до вас здесь выступали Казанова, Дягилев и Хемингуэй, Байрон и Бродский, Вивальди и Стравинский, Ахматова, Коко Шанель, Корбюзье… и многие, многие, многие прочие великие – это ли уже не счастье?

Да, возможно, вы приехали в Венецию не играть в спектакле, а просто посмотреть…

Что ж, такое тоже случается… хотя и редко. Проплывая под мостом Вздохов, как не вспомнить, что романтическое название своё он получил от тех воплей и стонов, которые издавали узники местной темницы, но вот поцелуй под этим мостом, вопреки логике, убережёт вашу любовь – она вас никогда не покинет. Удивлены? Вот вы и в игре, синьоры и синьориты.

Ну, а теперь, закончив с вводным словом, немного собственно о Венеции.

Этот город считают самым красивым городом на планете. Это единственный город в мире, где напрочь отсутствует наземный транспорт - ни одно колесо, даже велосипедное, не имеет ни малейших шансов прокатиться по здешним мостовым. Это город, которому уже полторы тысячи лет, а он до сих пор не только существует, но и готов удивлять вас в каждое ваше посещение. Сегодня он Арлекин, а завтра – в маске Домино или купца Панталоне.

Впрочем, я опять о театре…

«Сердце» города – собор Сан-Марко. В алтарной части собора хранятся мощи апостола Марка, покровителя Венеции. Собор имеет пять порталов, стены его украшены мозаикой на золотой основе (вспомнили про золотое блюдечко?), а внутри хранятся античные и византийские сокровища. На колонне, воздвигнутой рядом с каналом, фигура крылатого Льва, который держит в лапах Евангелие. Конечно, нельзя обойтись без того, чтобы не подняться наверх и не посмотреть на Венецию с высоты птичьего полёта. Как нельзя отказаться и от того, чтобы купить пакетик зёрен и покормить несчетное количество голубей, считающих площадь возле Сан-Марко своей Меккой. Конечно, если вы откажетесь от кофе или стаканчика сока в одном из близлежащих кафе, вас никто не осудит – за эти деньги в другом месте (но не в Венеции, разумеется) можно вполне прилично пообедать. Да и подальше от собора тот же кофе вам обойдётся раза в полтора-два дешевле. Но вдумайтесь – первое упоминание о площади относится к I Х веку н.э. Это ли не повод посидеть здесь, наблюдая текучесть времён и народов?

 

Бело-розовое кружево неподалёку – это вовсе не мираж. Это Дворец дожей. И опять мы имеем дело с игрой образа и сути – в этом сладко-кремовом с виду домике-дворце располагалась не только резиденция главы республики, но и ведавший внутренней безопасностью Совет Десяти, Инквизиция и камера пыток. Ничего себе костюмчик «взбитые сливки», не правда ли?

Обратите внимание на балкон дворца. Над ним установлена статуя Венеции, которую изваял в 1579 году скульптор Алессандро Витториа.

Внутри дворца множество залов, каждый из которых имел своё предназначение и соответствующее название: Зал оруженосцев, Зал Магистрата, Залы Совета Десяти и Государственных Инквизиторов, Залы Философов Сорока Старейшин Гражданского правосудия… и даже Зал Географических карт.

Из немалого числа венецианских церквей смело можно выделить две: церковь Санта Мария Глориоза дей Фрари и церковь Сан Джорджо Маджоре.

Первая – Санта Мария Глориоза дей Фрари - построена в 1250 году для монахов-миноритов (фрари). Её колокольня (построенная в Х IV в.) по высоте уступает только колокольне Собора Сан Марко и является пантеоном для многих знаменитых людей Венеции. Здесь, например, находится Мавзолей Тициана, а Главный алтарь церкви украшает известная работа художника - «Ассунта» (Вознесение). И здесь же можно увидеть великолепный триптих Джованни Беллини, изображающий Мадонну с младенцем на троне с Ангелами и Святыми, относящийся к 1488 году.

Церковь Сан Джорджо Маджоре оставляет неизгладимое впечатление, когда на неё смотришь, проплывая мимо на гондоле. Эта церковь - одна из лучших работ Андреа Палладио. Внутреннее пространство её выполнено в виде перевёрнутого латинского креста. В интерьере восхищают не только две великолепные работы Тинторетто – «Тайная вечеря» и «Сбор манны», но и деревянные сиденья хоров тонкой резной работы.

Музеи и Галереи Венеции – настоящие сокровищницы. В них можно увидеть картины Тициана, Беллини, Паоло Веронезе и многих других мастеров живописи и скульптуры.. Если вы гостите в Венеции несколько дней, то вполне можете позволить себе эту роскошь – пройтись по залам, где можно увидеть не только библейские сюжеты, но и многочисленные виды Венеции. Если же времени у вас не так много, то правильнее, наверное, просто погулять по улицам уникального города, который сам по себе уже музей под открытым небом – с его огромным количеством дворцов, мостов, площадей и храмов. Но этот музей – не застывший в мраморе исполин, а живой организм – с его обшарпанными стенами и сыплющейся в грязноватую, прямо скажем, воду каналов, штукатуркой, с развешанным между домами на узеньких улочках бельём. Но это вовсе не мешает вам относиться к нему с пиететом. Ведь он, как сказал великий Иосиф Бродский, «…делает будущее прекраснее. Вот в этом его роль во вселенной и состоит. Ибо город покоится, а мы движемся. (…) Ибо мы уходим, а красота остаётся. Ибо мы направляемся в будущее, а красота есть вечное настоящее». И прекрасное настоящее Венеции не в силах умалить даже осыпающаяся штукатурка – это тоже течение времени.

Одним из популярнейших занятий венецианцев, помимо карнавальных масок (о которых чуть ниже), является изготовление изделий из стекла. Стеклодувные мастерские располагаются на островах, соединённых между собой мостами и условно объединённых в брэнд, если так можно выразиться, Мурано – давшем второе название венецианскому стеклу. История производства роскошных венецианских ваз, бокалов, зеркал и светильников насчитывает более тысячи лет. И всё это время мастерство местных художников непрерывно совершенствовалось, неизменно вызывая восхищение тонкостью и филигранностью работы. Особый восторг вызывается умение мурановских умельцев украшать изделия тончайшими цветными нитями, используя их в качестве скани. Несомненно, что изделия местных мастеров – один из самых популярных (хотя и очень-очень не дешёвых!) сувениров, увозимых туристами из Венеции. Кстати, чтобы сувенир из Венеции был «вашим» на все сто процентов, можно приобрести в стеклодувной мастерской вещицу, сделанную по вашему оригинальному дизайну прямо на ваших же глазах.

Ну, а теперь, дамы и господа, вспомним, что о Венеции мы пишем в феврале (хотя, честно говоря, лучшими месяцами для посещения города являются май и октябрь), и немного поговорим о карнавале. С которым Венеция ассоциируется так же, как и далёкий экзотический Рио со своим. Венеция и карнавал, как сказал бы великий поэт, «близнецы-братья»: говорим Венеция - подразумеваем, соответственно, карнавал.

В далёкие времена, впрочем, маски и костюмы были не столько атрибутом праздника как такового, сколько проявлением практицизма. В маленьком городе, со всех сторон окружённом водой, куда скроешься от вездесущих соседей? И масочка здесь была очень даже кстати: в костюме Домино поди – угадай, синьора ли Чиччолина пошла на свидание к синьору Антонио, или это синьор Антонио спешит на свидание к синьорите Франческе? Вот то-то и оно! Загадка.

В самой известной венецианской маске – баутте – сокрыта целая философия: отказ от собственного лица, от мировоззрения и даже от норм морали и нравственности. Собственно говоря, баутта – это костюм и маска Смерти. Она состояла из обтянутой белым атласом маски-треугольника с глубокими впадинами для глаз и широкого чёрного плаща с кружевной пелериной или с капюшоном. В дополнение к этому прикреплялся платок или кусок чёрной ткани, скрывавший нижнюю часть лица, шею и затылок, треугольная чёрная шляпа и обязательные белые шёлковые чулки и чёрные туфли с пряжками. Под прикрытием бауты можно было совершать любые грехи, вплоть до самых тяжких, а в случае возникновения вопроса: «Кто виноват?», совершенно искренне, что называется - «на голубом глазу», ответить: «Маска».

А какой спрос с маски, неправда ли?

В настоящее время карнавал – одно из самых зрелищных, захватывающих и весёлых событий в жизни города. Маски, игры, костюмы – сплошной бал-маскарад. В его, города, «декорациях» разворачивается такой калейдоскоп концертов, балов и театральных представлений, что просто дух захватывает.

Конечно, писать о Венеции можно много-много-много страниц.

О её превосходной рыбной кухне, в которой, помимо разнообразных «рыба-гриль», изысканным вкусом отличается традиционная паста с моллюсками, и где можно попробовать, кстати, экзотическое для нас блюдо - мясо морского паука.

О её гондолах и гондольерах, переносящих (перевозящих) вас в совершенно иной мир.

О той невероятной силе, с которой город притягивает к себе, надолго оставаясь в файле «Любимое. Вернуться».

Но самые лучшие, самые вдохновенные строки о Венеции уже написал Иосиф Бродский. И я только могу посоветовать вам перед посещением этого великого города прочитать великие же строки о нём в эссе «Набережная неисцелимых».

До встречи в Венеции!

И удачи вам в путешествиях!

Хостинг от uCoz